Преподавание литературы Урок-откровение "Жизнь и житие братьев Кузьмёнышей" (по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.19 Просмотров: 1198 Платунова Виктория Владимировна, учитель Цель урока: “открыть” правду о войне, осмысляя текст произведения через триединое “ автор – образ – читатель”. Задачи урока:
Оборудование к уроку:
1. Слово – “послание автора”. - Как начинается повесть Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”? “Это слово возникло само по себе, как рождается в поле ветер”. Слово значительно, оно может быть красивым и добрым, а может – уродливым и злым. Наша задача – видеть, слышать, переживать художественное слово, уметь проникать в глубь слова – детали. “Вот тогда и жить снова станет возможным. Тогда вера будет. Раз хлебушко горой лежит, значит, мир существует… И можно терпеть, и молчать, и жить дальше”. Данный абзац начинается и заканчивается глаголом “жить”. - Как часто однокоренные слова с таким значением встречаются в произведении? Данные слова в тексте являются ключевыми: прожить, пожить, выжить, дожить, пережить; жизнь, житьё, жисть(просторечное), живот(устаревшее), жыст(чеченское). Тема нашего урока – откровения звучит необычно: “Жизнь и житие братьев Кузьмёнышей”. Какой предстает жизнь в повести А. Приставкина, рассказывающей о судьбах детдомовцев? Почему житие Кузьмёнышей? Чтобы разобраться в этих вопросах, обратимся к хронотопу – художественному времени и художественному пространству. 2. Художественное время и пространство. - По каким деталям мы понимаем, что время действия – война? Разрушенные города, страшный голод, работающие у станков по “двенадцать часов”, осиротевшие и беспризорные детишки – страшные приметы войны. - Определите временные рамки повествования. События происходят с зимы 1944 по январь 1945 года. Но художественное время в повести не замкнутое, потому что показан сегодняшний день. Время дается не только в хронологии событий, но и в хронологии внутренних душевных движений главных героев и автора-рассказчика. Время оказывается длительным, бесконечным. Страшную военную жизнь помогает понять и художественное пространство. - Есть ли дом у Кузьмёнышей? Братья живут в детдоме. Но они бегут из этого ужасного места. Возникает образ открытого пространства. Вагон, железная дорога, поля, Кавказские горы – все это раздвигает рамки повествования. Автор замечает: “…нет у них на всем белом свете ни одной, ни единой кровинки близкой… Значит, куда бы их ни везли, дом их, их родня и их крыша – это они сами”. Кузьмёныши давно свыклись с это мыслью. “Может, у кого и есть дом…А у кого и нет”, – огрызнулся Колька. Более того, дом как олицетворение семьи, тепла, уюта не только не понятен Кузьмёнышам, но и опасен для них. Предложение Регины Петровны жить вместе одной семьей братьям кажется странным, потому что “слово-то “семья” было чем-то чужеродным, если не враждебным для их жизни”. Отсутствие дома в жизни героев понимается как символический образ потери не только семьи, но и Родины. Дом в произведении предстает живым существом. Автор пишет: “В это мгновение… каждую накаленную огнем балочку в его скелете можно было сейчас разглядеть” и далее “Поразил их отчего-то не сам взрыв…а добитый огнем дом Ильи – Зверька”. Дом взрывается, горит, рушится – гибнет на глазах братьев, и некуда им податься…Дом стал призрачным, как воздушный корабль, “дом-корабль с детишками, подобранными в океане войны”. Не случайно в начале повествовании рассказчик вспоминает героев Жилина и Костылина, томившихся на чужбине “в глубокой яме”. Слово это станет “пророческим” в произведении А. Приставкина, страшным знамением жизни братьев Кузьмёнышей. Дом-яма превращается то в подвал, то в лаз, то в ящик, то в гроб. В старой жизни (в Томилинском детдоме) пристанищем братьев был подвал, из которого шел “холодный, крысиный запах”, в новой – стал “лаз, устроенный в бывшей звериной норе”. Потом братья пробуют для себя грязный рыжий ящик, “продолговатый, как гроб”. Последним приютом станет этот ящик – собачник для Сашки, а для Кольки спасением – ямка, которую он вырыл и “исчез из этого мира. Провалился в небытие” и…чудом спасся. Таким образом, и пространство, и время в повести становится безграничным, беспредельным и символично перекрещивается в образе Дома-Родины, потерянного и русским, и чеченским народом. 3. Работа над художественной деталью. - Вернемся в то страшное время, в котором живут Кузьмёныши. Как складывается их жизнь в детдоме? “Сильные пожирали все, оставляя мечты о крохах”. Рассказчик подробно описывает железную дверь в хлеборезку, дурманящий запах хлеба для того, чтобы показать – сытая жизнь для детдомовцев была за семью печатями. - Что передают оценочные эпитеты “опьяняющий”, “дурманящий запах”, “пружинистая корочка”, “золотой родимый хлебушек”? Они показывают трепетное отношение рассказчика к хлебу. - Какие слова с общим лексическим значением вы нашли? Существительные “крошечки”, “корочка”, “бухарики”, “мякиш”, “ржаные ломти”, “булки”, “батон – чудо-юдо” вырастают до ассоциативного образа – “царства хлеба”, “святая святых детдома: в хлеборезку”. Точность и обилие художественных деталей в повести не просто приметы страшного военного времени, а конкретное проявление жизни сытых и голодных, живущих и умирающих. - Вот они, стограммовые кусочки черного хлеба, которые не пахнут уже так опьяняюще, потому что мы их видим каждый день. Но я думаю, что сегодня вы по-другому посмотрите на этот маленький кусочек хлеба, за который ваши сверстники готовы были продать себя в рабство или отдать жизнь. (Все получают по кусочку черного хлеба). 4. Роль мотивов в системе художественного повествования. - Какой же мотив в первых главах повести является основным? Мотив голода звучит настойчиво в первых главах, переходя в мотив страха. На неизвестной земле братьев охватила тревога. “Я тоже боюсь…– сказал вдруг Сашка. О страхе говорит Демьян, в глазах Регины Петровны тоже страх, тетка Зина “чуть не померла от страха”. В голосе автора через сорок лет после тех ужасных событий тоже слышится страх. Слово писателя – это крик души, напоминание об искалеченных войной детских судьбах.. Беспросветный ужас “умножился будто на страх каждого из нас, мы были вместе, но страх-то был у каждого свой, личный. Берущий за горло!” - Прошу ребят найти контекстуальные синонимы к существительному “страх” и категории состояния “страшно”. Оценочные существительные “тревога”, “ужас”, “холод”, “крик”, “тоска”, “дрожь”, “паника” и слова категории состояния “тревожно”, “холодно”, “больно”, “с оглядкой” помогают передать тревожное состояние и взрослых, и детей, приближающуюся трагедию. - Когда мотив страха исчезает и появляется другой? После гибели Сашки Колька ничего не боялся, не было страшно. Он направился по дороге, “ни от кого не прячась и не оберегаясь”. Со смертью Сашки усиливается мотив одиночества. “Колька один у черной насыпи остался”. “Он был один”. “Было…не по себе от этой тишины и от одиночества”. “Стало одиноко”. - Что передают символические образы тучки и утеса? Они подчеркивают одиночество Кольки и сиротство всех детей, лишенных крова. Грудь народа-великана не всегда защищала их. После смерти брата Кольке на память приходит лермонтовское стихотворение: “Сашка превратился в тучку… Влажный след мы…Были и нет”. Вместе с Колькой в детприемнике оказались татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Звучит мотив сиротства не только русских и чеченских детей, а целых народов, насильно лишенных своей земли, Родины. Художественное переосмысление А. Приставкиным лермонтовских традиций обнаруживает себя и в мотиве бегства. Мотив движения понимается не только как пространственное перемещение, но и как мучительная дорога жизни-смерти, верности-предательства. “Вся Россия была в движении, вся Россия куда-то ехала, и мы были внутри ее потока, плоть от плоти – дети ее”, – замечает рассказчик. В поисках лучшей доли братья Кузьмёныши бегут на Кавказ, но жизнь среди величественных гор оказывается гибельной. И уже не о корочке хлеба мечтают герои, а о побеге. Вот почему так настойчиво звучат синонимы разговорного характера, призывающие не медлить, не ждать, а действовать – бежать. “Пора драпать”, – говорит Сашка. “Тикали б вы отсюда! Что есть мочи бегите!” – советует Илья. - Когда мотив бегства усиливается? Мотив звучит все тревожнее после пожара: “Было решено – “бежать, бежать, бежать!” - Но почему побег откладывается? Причиной становится Регина Петровна, которую полюбили братья-сироты. Для них она становится всем. (Регина с латинского – “царица”). Чувство, вспыхнувшее в сердце Кузьмёнышей, не дает покоя. Совесть не позволяет им бросить женщину с маленькими детьми. Но в одночасье Колька теряет всех: Регина Петровна уезжает с детьми, а Сашку убивают. Осознание смерти брата у Кольки происходит не сразу – “страшная отрешенность владела им”. И тогда он побежал не зная куда (“все бежал по улице”, “бежал по деревне аж до самого ее края”). Осмысление бегства-предательства вдруг возникает в финале произведения, когда появляется Регина Петровна, ее мучает совесть. - Прочитайте прощальную сцену. О чем размышляет рассказчик? Он заключает: “Сашка, может, и простил бы ее за бегство, но Колька не мог…” А она бежала, бежала за поездом, “будто догоняла свое счастье…” Таким образом,через всю повесть проходит мотив совести, потерянной героями. Анатолию Приставкину важно донести до читателя: “Кто повинен в нечеловеческих страданиях, мытарствах детей?” Разная степень вины лежит на Регине Петровне и Демьяне, бросившим братьев в опасную минуту, на Илье-зверьке, вернее Звере, обокравшем, обманувшем Кузьмёнышей, на директоре Томилинского детдома, прикрывавшем свою совесть от упреков…ватником да курткой и морившем голодом детей-сирот. Автор не может сдержать негодования: “Ау, где ты, наполеончик, с коротенькими ручками и властным характером…” И речь идет не только о Владимире Николаевиче Башмакове, директоре Таловского интерната, но и о главном “наполеоне” нашей страны. А беспризорные Колька и Сашка живут по чести. “В краже совесть тоже нужна. Себе взял, оставь другим. Умей вовремя остановиться…” – считает разумный Сашка. Кавказская трагедия, увиденная глазами братьев Кузьмёнышей, показана обжигающе правдиво. Чувства одиннадцатилетних мальчиков пережиты самим автором. Образ рассказчика позволил ввести в повествование несколько планов: прошлое – настоящее – будущее. В финале повести появляется некий Виктор Иванович. В облике бесфамильного героя и его дружков А.Приставкин подчеркивает жестокость, безнравственность подобных людей. “Всех, всех их надо к стенке! Не добили мы их тогда, вот теперь хлебаем!” – кричал Виктор Иванович. Автор-повествователь не скрывает своей антипатии, описывая бывших “героев” в замусоренной комнатенке, за грязным столом, “с мутными стаканами в руках”. “Не мучают ли их кошмары, не приходят ли в полночь тени убиенных, чтобы о себе напомнить?” – задается вопросом автор. Ответ неутешителен: “пьют за свое здоровье и свое будущее. Они верят, что не все у них позади”. Но писатель надеется, что наступит время горького осмысления величайшей трагедии народов. Автор знает: за все дурные поступки каждому человеку придется расплачиваться. И нет у таких людей будущего: “Живы, но как живы? Неспокойная совесть писателя не дает забыть то страшное время. Память возвращает его и нас, читателей, к тем, кто хотел “жить животом, грудью, ногами, руками…” Но не всем повезло. Мотив совести, возникающий в начале повествования, перерастает в мотив памяти. Как забыть голод, страх, одиночество, унижения… Как забыть тех, кто ехал в том поезде. “Откликнитесь же!”. Очень выразителен эпизод “Разрушенное кладбище”, когда Алхузур, “переползая от камня к камню, прочитывал имена, словно повторяя на память историю своего рода”. Тогда еще ни Колька, ни Алхузур не знали, что могильные камни “вернутся во имя справедливости на свою землю”. Пройдет еще много времени, пока человек осознает произошедшее и обратится к урокам истории. - Как же мотивы совести и памяти помогают раскрыть тему произведения? Они позволяют “открыть” ошеломляющую правду о войне до конца, откровенно рассказать увиденное и пережитое. 5. Работа над художественным анализом эпизода. - Определите границы эпизода “Смерть Сашки” и выразительно прочитайте. “И тут он увидел Сашку…до слов Все худшее, что могло бы с ним случиться, он знал, уже случилось”. - Каково место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения? Данный эпизод является кульминационным в повести “Ночевала тучка золотая”. Колька видит мертвого брат и понимает: “все худшее, что могло бы с ним случиться, уже случилось”. Писатель стремится запечатлеть каждое движение Кольки, внезапно увидевшего брата. “Сердце радостно дрогнуло у Кольки”, потом он свистнул в два пальца. Но мальчик еще не понимает, что произошло. Стремительно надвигается кровавая развязка, а действия Кольки замедляются: “стал замедлять шаг”, “сделал несколько неуверенных шагов”, “все оцепенело”, “не смог стоять, а опустился на траву”, “попытался подняться”. Все, что происходило, было будто не с ним, но при этом он все помнил и видел. Рассказчик глазами Кольки рисует ужасающую картину: мучительную, страшную смерть принял Сашка. Автор намеренно повторяет имя погибшего героя, до конца не веря, что его уже нет в живых. “Сашка не стоял, а висел”, “выражение лица у Сашки ужасно дурашливое”, “у Сашки нет глаз”, “в сгустках крови Сашкина требуха”, “кровь…висела…на грязных Сашкиных пальцах”, “к Сашкиному телу”. Картины настолько ярко запечатлелись в памяти рассказчика, что фиксировали каждую деталь: купающихся в пыли воробьев, напуганную голодной кошкой курицу, нетерпеливых ворон. Колька так потрясен увиденным, что не сразу понимает, что произошло. Время останавливается для героя, но автор резко меняет тон повествования. Глаголы прошедшего времени совершенного вида, обозначающие действия Кольки, создают напряженный психологизм и динамику повествования: Колька “схватил”, “швырнул”, “крикнул”, “заорал”, “завыл”, “закричал”, “бросился”, “погнался”, “сильно кричал – кричал”, “все бежал – бежал”. - А что передают последние повторяющиеся глаголы прошедшего времени несовершенного вида? Они передают отчаяние, боль, осознание потери единственного близкого человека. - Как и с какой целью используются предметные детали? Ребята обращают внимание на одно из ключевых слов повести – “живот”, которое приобретает символическое звучание “живот – жизнь”. В начале произведения рассказчик замечает: “Мы хотели жить, животом, грудью, ногами…”, хотели “вдохнуть не грудью, животом…хлебный запах”. Не сердце остановилось у Сашки, а “из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы…”, “ниже живота и ниже кукурузы…свисала Сашкина требуха”. Вот почему так бережно Колька везет на тележке брата – “живота он старался не касаться, чтобы не было Сашке больно”. Контрастом вдруг начинает звучать фраза “желтая кукуруза с развевающимися на ветру метелками”. На память приходит недавняя сцена “День рождение братьев” и “живой” пирог (“еще теплый, как говорят, – он дышал!”), в который “были воткнуты одиннадцать золотых камышинок”. Таким образом, предметная деталь перерастает в символическую. - Что необычного в речевом строе этого эпизода? Для данного эпизода, как и для всего произведения, характерны разговорная интонация с широким включением элементов сниженной (вульгарной, бранной) лексики (“сволочь”, “падла”, “пошла”) и своеобразное построение фразы – отрывистость, недоговоренность. Все это помогает передать внутреннее состояние героев. Эмоциональность, откровенность, открытость достигается особой речевой манерой писателя – “чувствовать” слово, жить им . - Почему, беседуя с мертвым Сашкой, Колька не употребляет слов разговорного характера? Одинокий беззащитный Колька рассуждает о жизни и смерти, о любви и ненависти, о добре и зле. Никто не осознал того, что вдруг понял мальчик: “ Я только в глаза посмотрел: зверь он или человек?” 6. Житийные элементы в повести. В образе братьев Кузьминых угадываются житийные элементы. Некрещеные Колька и Сашка обращаются с молитвой к Богу: “Господи! Не отдай никому, побереги, пока наш срок не подойдет!.. Да и жрать охота, Господи!” Автор замечает: “Может, и не те слова были, но за смысл ручаюсь, а за искренность тех молитв тем более”. Житье, жизнь братьев превращается в житие. - Найдите черты этого жанра древнерусской литературы в повести А.Приставкина. Сиротство, страдания, мытарства, гонения, смерть Сашки, терзания Кольки: “И того, кто тебя (Сашку) распял, тоже убьют”. Характерной особенностью жития является постоянное присутствие автора – рассказчика. Это он размышляет о смысле жизни, о “значимости” человека: “А тех, что попрожорливее – раз, и на Кавказ, да еще дустом рельсы за поездом посыпать, чтобы памяти не осталось. Вот глядишь, и не стало. И всем спокойно! Так на совести гладко. Из ничего вышли, в ничего ушли. Какое уж там рождение, Господи!” “Все перетерпели в жизни братья”: голод, страх, болезнь, одиночество, смерть. Сашка уже никогда не узнает, что испытал его брат в поисках Регины Петровны. А “то, что прошел Колька, преисподняя и была”. Испытание огнем выдержал Колька и вышел победителем (Николай – победитель народов (греч.)). Это повесть – исповедь, в которой рассказ о страданиях братьев сочетается с гневным обличением правящих верхов. Автор смело заявляет: “Примите же это, невысказанное от моих Кузьмёнышей и от меня лично, запоздалое…непрощение вам, жирные крысы тыловые…” Житие братьев состоит из ряда правдивых драматических сцен, и эти сцены объединены лирическими и публицистическими отступлениями. “Боже мой, как жизнь коротка, и как тяжело думать и загадывать наперед, особенно когда мы уже все, все знаем”… – заключает автор-рассказчик, не потерявший ни совести, ни человечности, оставшийся верным памяти тех лет и своим погибшим друзьям. Это и дает право герою повести называться святым человеком. Рассмотрим житие братьев Кузьмёнышей в трагических картинах. (Ребята рассматривают и обмениваются впечатлениями) - Как вы думаете, почему в финале повести русский Колька и чеченец Аллхузур породнились? Смерть детей – самая жестокая кара взрослым. Ведь дети – это надежда народов, их будущее. И именно дети должны разрушить стену отчуждения и вражды между народами. Поэтому Колька вновь обретает брата, которым становится чеченец Алхузур. Трудно представить более удачный финал. Замысел автора – показать братство, родство, единство детей разных национальностей. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |