Преподавание русского языка Игра для учащихся 5–6-х классов "Удивительная страна Русский язык"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.09 Просмотров: 814 Абрамовская Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Участники игры: учащиеся 5-6 классов (игра может быть проведена как внутри одного класса, так и на параллели) Организация игры: игра по станциям Требования к командам:
Ход игры
На прохождение каждой станции отводится 5-6 минут. Количество станций можно варьировать в зависимости от количества команд-участников. Общее время игры таким образом не превышает 45 минут. Я предлагаю:
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ.
Остров Грамотей Здравствуйте! Вы, наверное, догадались, что на нашем острове живут грамотеи. - Вы знаете, кого называют грамотеем? Словарь Ожегова говорит нам, что так называют грамотного человека. Давайте откроем этот словарь (работа со словарем). - Что значит помета устар.? Конечно, это устаревшее слово. - А помета ирон.? Ироничное, значит, иногда так можно сказать о человеке, намекая, наоборот, на его неграмотность в каком-либо вопросе. А вот насколько грамотны вы, проверят наши задания. 1. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные. За каждый верный ответ 1 балл.
2. Как назвать жителей городов Москва, Петербург, Архангельск? Заполни таблицу по образцу:
За каждую верно заполненную строку 1 балл. 3. В этих словах потерялись Ь и Ъ. Распредели слова на две группы: с Ь и с Ъ. За каждое верно названное слово 1 балл.
4. Вы, конечно, знаете, что иногда слова звучат совсем одинаково. Чтобы разобраться, какую букву в слове писать, нам приходится обращаться к значению слова. Попробуйте разобраться! За каждое верно названное слово 1 балл.
5. Найдите речевые ошибки и запишите исправленный вариант. За каждый правильный ответ 1 балл. - Папа привез мне из Риги памятный сувенир. - Андрей – человек удачный. - На вечере вас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов. - Я пишу работу по народному фольклору. - Повторите снова ваше предложение Исправленные варианты: - Папа привез мне из Риги сувенир. - Андрей – человек удачливый. - На вечере вас ожидает немало неожиданностей (или сюрпризов). - Я пишу работу по фольклору. - Повторите ваше предложение Синтаксические острова Здравствуйте! На нашем острове правит синтаксис. - Что изучает синтаксис? (строение словосочетания и предложения) - И мы вместе с вами тоже будем строить предложения по правилам, будем расставлять знаки препинания, потому что от этого, как известно, может зависеть жизнь человека. Помните фразу из знаменитого мультика: Казнить нельзя помиловать? 1. Расставьте знаки препинания. За каждое верно названное слово 1 балл. - Длинный язык это лестница по которой в дом входит несчастье. - А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса. - За игрой
Ответ: - Длинный язык - это лестница, по которой в дом входит несчастье. - «А, старая знакомая, здравствуй,»- ласково проговорила Лиса. - За игрой
2. Собери из слов 2-е известные пословицы (разрезать по словам). За каждый верный ответ1 балл.
3. Найди «лишнее». За каждый верный ответ 1 балл.
Ответы: думать о лете, он заметил 4. Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1 балл. Ответы: 1,3,5
Империя Морфологиды - А нашим островом управляет Морфология. Вы знаете, что изучает морфология? Я вам подскажу: она изучает слова с точки зрения их принадлежности к частям речи. Именно морфология говорит нам, как изменяются глаголы и существительные. - Мы предлагаем вам попробовать себя в роли помощников нашей Морфологии. 1. Запишите существительные в форме мн. числа. За каждый верный ответ1 балл Курица – Чудо – Ребенок – Судно – Небо – Человек – Столяр – Директор 2. Укажите род имен существительных. За каждый правильный ответ 1 балл
Ответ:
3. Образуйте форму 1-го лица ед.числа от следующих глаголов по образцу: нарисовать – нарисую. За каждый правильный ответ 1 балл
- Не все получилось? И правильно! Глагол «победить» относится к недостаточным глаголам, т.е. к ограниченным в образовании личных форм. Ответы: порчу, прегражу, ропщу, выздоровею, - 4. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся. За все задание 1 балл. С первыми оттепелями повсюду раздается не грустное, а веселое щебетание воробьев. 5. Образуйте однокоренные слова разных частей речи по образцу:
Остров сокровищ Морфемики - Морфемика, как вы помните, изучает строение слова. Как вы думаете, какие же сокровища может таить морфемика? (морфемы – значимые части слова, они изменяют значение слова) Кроме того, знание морфем помогает правильному их написанию. Вот почему важно разбираться в составе слова. 1. Выделите окончания в словах. За каждый правильный ответ 1 балл Окно, доблесть, бег, справа, ходить, красив, улыбаешься, быстро, метро, песок. 2. Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла. Стекло (глагол) и стекло (сущ.) 3. Подчеркните только те слова, в которых –ов является окончанием. За каждый правильный ответ 1 балл Много кудрявых голов, нет коров, у березовых стволов, не забили сегодня голов, у деревянных столов, много хороших слов. 4. Придумайте по одному слову такого же состава, как данное. За каждое слово 1 балл.
5. Подчеркни слова с приставками. За каждое слово 0,5 балла Ответ, подставка, въезд, посуда, забег, заяц, растворить, покрытие, сумрак, вошел, взбираться, взор. Остров Лексон - На нашем острове все употребляют слова в соответствии с их значениями, потому что лексика – раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова. А вот справитесь ли вы с нашими заданиями? 1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…
За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват 2. Вставьте подходящие по смыслу антонимы. За все задание 2 балла. Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и …………., храбрые и ……………, умные и ……………………, красивые и ……………….., здоровые и ……………….., веселые и ……………………, старые и …………………….., прямые и ……………………., откровенные и…………………………. . Ответы: злые, трусливые, глупые, уродливые, больные, грустные, молодые, лживые, скрытные. 3. Отгадайте загадки. Ответы запишите, а первые буквы слов-ответов впишите в таблицу. У вас должно получиться слово!
Впишите в клетки первые буквы слов-разгадок, и вы прочтете название жанра русского фольклора.
Ответ: сказка За все задание 3 балла 4. Придумайте словосочетания, в которых слова железный, серебряный употреблялись бы в прямом и переносном значении.За каждое словосочетание 0,5 балла. 5. Собери пословицы (разрезаны на две части). За каждую пословицу 0,5 балла
Затонувший остров -На нашем острове чувствуется дыхание истории. Многие слова и выражения пришли к нам из древности, а мы даже не догадываемся об этом. Давайте вместе отправимся к истокам слова и заглянем в этимологический словарь. - Из него мы узнали, что написание слова свидетель через букву «И» является, оказывается, исторической ошибкой. Того, кто что-то ведал, т.е. знал, называли свЕдетелем. В настоящее время эта связь между словами утрачена, и мы уверены, что свИдетель – это тот, кто видел. 1. Как доказать, что правильным написанием должно быть сваТьба, а не сваДьба? За ответ 1 балл 2. За одну минуту продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше».
За каждый фразеологизм 0,5 балла 3. Многие фразеологизмы пришли к нам из греческих мифов, литературных и библейских источников. Попробуй объяснить значение одного из них:
За верное объяснение 2 балла 4. Вы, конечно, помните, что «аква» означает вода. Придумайте как можно больше слов с этим элементом. За каждое придуманное слово 0,5 балла. 5. В русском языке много заимствований из старославянского языка. Подбери слова-синонимы из современного русского языка. За каждое слово 1 балл.
Ответы: глаза, губы, шея, ладонь, щеки, палец, лоб, рука. |