Преподавание русского языка Урок "Сочинительные и подчинительные союзы". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.08 Просмотров: 3734 Курлова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: объяснение нового материала. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал. Цели:
План урока 1. Оргмомент. (1 мин.) ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Актуализация знаний учащихся. Терминологический диктант Ребята записывают в тетрадь только ответы.
– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста, тему урока. III. Объявление темы и целей урока 1. Запись предложений под диктовку 1) Небо потемнело, и пошел снег. 2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями. – Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.) 3) Небо потемнело, потому что пошел снег. – Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного) Микровывод: Nаким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные. 2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза. 1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов. Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая. – Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.
(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и CПП строятся по-разному). 3. Графический диктант с взаимопроверкой Учащиеся составляют только схемы предложений. (схемы для проверки на слайдах) Вариант 1. 1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали. Вариант 2. 1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 4. Устная работа Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные. 1. Если хочешь много знать, надо мало спать. 5. Комплексная работа над текстом 1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала. 6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду. Задания к тексту Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение. 1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова. Ответы: (Приложение 1, слайд 20) 6. Проверочный тест (Приложение 1, слайды 21-27, Приложение 2) IV. Итог урока V. Домашнее задание. Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |