Преподавание литературы "Недаром помнит вся Россия...". М.Ю. Лермонтов. "Бородино". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.12.17 Просмотров: 1692 Христич Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: продолжить разговор о творчестве М.Ю.Лермонтова; помочь учащимся выяснить, в чём секрет долголетия баллады М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Задачи урока:
Оборудование урока: компьютер, проектор, портрет М.Ю.Лермонтова, историческая справка о Кутузове и Наполеоне Ход урока Вступительное слово учителя:
Беседа: Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь? (Своими успехами в работе, семьёй, своими детьми, личные достижениями в какой-либо области и т.д.) А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости целого народа? (История, участие народа в исторических событиях.) Чем памятен для нашей страны 1812 год? Темой нашего разговора будет Бородинское сражение и произведение, запечатлевшее это событие – баллада М.Ю.Лермонтова. (Слайд 1) Учитель: М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году, когда Отечественная война 1812 года уже закончилась, а русские войска были в Париже. В раннем детстве маленький Миша живо интересовался историей: он лепил из цветного воска героев-воинов, придумывал их речи и диалоги и сам как будто переносился в их время. Когда Михаил узнал, что брат бабушки был участником Бородинского сражения, он ходил за ним по пятам, расспрашивая обо всём. Тогда бабушка сказала внуку, что там пол-России побывало, и он может спросить у местных крестьян, которые были в ополчении и участвовали в этом сражении. Тогда-то Миша со многими поговорил, стараясь подробнее всех расспросить о сражении. Позже Лермонтов узнал, что и его отец, Юрий Петрович, тоже воевал на той войне. Мальчик очень гордился этим. Тема отечественной войны 1812 года интересовала М.Ю.Лермонтова на протяжении всей его жизни. К этой теме поэт обращается не раз в своих произведениях. Когда юному поэту исполнилось 15 лет, он напишет стихотворение “Поле Бородина”. Это стихотворение ляжет в основу баллады “Бородино”.(Слайд 2) После этого стихотворения М.Ю.Лермонтов ещё раз обратился к теме Отечественной войны 1812 года в стихотворении “Два великана”, написанного в сказочно-былинной манере. (Слайд 3) Прочитайте отрывок из стихотворения “Два великана”. Кто же эти сказочные великаны? Почему поэт называет Кутузова и наполеона великанами? Работа в паре: Прочитайте историческую справку. Докажите, что Кутузов и Наполеон – две яркие фигуры всемирной истории 19 века (Приложение 2), (Приложение 3). Ответ учащихся № 1. (Слайд 4) Какими качествами должен обладать человек, которому доверили быть главнокомандующим, за которым пошла русская армия и одержала победу? Ответ учащихся № 2. (Слайд 5) Учитель: В 2012 году мы отметим 200-летие Бородинского сражения. Огромное событие для русского народа. Как же всё было? 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородином, деревней в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. (Слайд 6) К началу сражения русская армия насчитывает: 120 тысяч человек, 640 орудий, французская армия насчитывает: 130–135 тысяч человек, 587 орудий. (Слайд 7) Перед сражением французским войскам зачитали приказ наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанною кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…” Потери русских составили 45,6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. И всё же не сбылось пророчество Наполеона: “Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…”. Ему пришлось признать: “Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми”. Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую”. Учитель: Сегодня мы знакомимся с балладой М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Давайте вспомним особенности этого жанра. (Слайд 8) Ученик: Чтение баллады «Бородино» наизусть подготовленным учеником.
Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? («И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел») Учитель: Своеобразие лермонтовской строфы заключается в том, что мы можем не только познакомиться с основными событиями, но и услышать, как это происходило. Услышать бой помогает использованный Лермонтовым подбор звуков, имеющий художественно-выразительное значение. В литературоведении этот приём называется Звукопись (запись в тетради). Найдите примеры в тексте. Учитель: Игра «Подбери строки к иллюстрации». (Слайд 11–14) Словарная работа: Определите значение выделенных слов. (Слайд 15) Домашнее задание:
Учитель: Спасибо за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |