Преподавание литературы
Урок литературного чтения "Народные колыбельные песни. Колыбельные песни в обработке Т.Белозерова". 2-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.10.01
Просмотров: 2072
Бервицкая Елена Викторовна, учитель начальных классов Тема в программе “Омское Прииртышье”: “Культура Омского Прииртышья”. Р1 “Летописи и устное народное творчество Омского Прииртышья”. Народные колыбельные песни в обработке Т. Белозёрова. Тип урока: открытие нового знания. Использование технологий: проблемно-диалогическая технология. Уровень обученности школьников: высокий Форма учебной работы: классно-урочная. Форма проведения: интегрированный урок. Цель урока: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу в совместной деятельности при изучении устного народного творчества, литературы родного края. Задачи урока: - раскрыть особенности жанра колыбельные песни;
- развивать воображение, речь и память, коммуникативные умения;
- воспитывать любовь к русскому языку и уважение к другим народам, чувство гордости за свой народ, интерес к чтению литературы родного края, к творчеству Т. Белозёрова.
Форма проведения: интегрированный урок. Формы организации: ИКТ, групповая и фронтальная формы работы. Оборудование: компьютер; проектор; выставка книг: Т. Белозёрова, русский детский игровой фольклор; магнитофон; индивидуальные карточки для самостоятельной работы в группе и индивидуально. Приложение: таблицы и презентация 23 слайда (среда POWER POINT). Ход урока Этапы урока, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы | 1.Самоопределение к деятельности. 2 мин. | (слайд 1) Приветствие. Проверка готовности. Наш урок начнём с пожелания добра. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и пожелайте друг другу добра. (слайд 2) | – Я желаю тебе добра, – Ты желаешь мне добра, – Мы желаем друг другу доб ра, – Если тебе будет трудно, я помогу. | фронтальн. | 2. Актуализация знаний. 5 мин. | Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Во саду ли в огороде Цветочки поливала. Один цветочек сорвала И нам в класс передала. Лепестки здесь не простые,С надписями жанров устного народного творчества (слайд 3) – Что значит устное народное творчество? (слайд 4) – Какие мы жанры изучили? Учитель зачитывает отрывки из разных жанров, ученики определяют жанр. (Приложение 1) (появляется цветик-семицветик с 6 лепестками) (слайд 5) | – люди передавали из уст в уста то, что им рассказывали, передавали из поколения в поколение, нет определённого автора - сказки
- загадки
- пословицы
- считалки
- скороговорки
- небылицы
- Последний лепесток пустой
| фронтальн., репродуктив., подводящий диалог | 3. Постановка проблемы. 2 мин. | – Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе. (слайд 6) – Прочитайте отрывок и попробуйте определить жанр устного народного творчества. Приложение 2. – Значит, какая тема нашего урока? – Народные песни. Какими бывают? Можем ответить на этот вопрос? Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте её. Цель нашего урока: выяснить какими бывают песни, кто их исполняет, в чём секрет народной песни, зачем её поют? (слайд 7) | – карточки для самостоятельной работы в группах – песни – Народные песни. – ученики формулируют цель урока | работа в группах, частично-поисковый, подводящий диалог | 4. “Открытие” нового знания. | 1. – Прочитаем ещё раз тексты и определим: с какой целью поют эти песни, кому? Так их и назовём. Приложение 2 (слайд 8) 2. Пелись эти песни без музыкального сопровождения, “речитативом” (слайд 9) 3. Главный секрет народной песни – её простота: песня умеет говорить простыми словами с лёгко запоминающейся мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа. Их в древности создали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Эти песни, как считали наши предки, защищали спящего ребёнка от тёмных сил. | – чтобы усыпить дитя, о сладком сне – колыбельные, – песни перед свадьбой, на свадьбе – свадебные, – развлечь, успокоить – прибаутки, – позвать весну, привлечь хорошую погоду-заклички, – прославить богатырей-былина. | работа в группах, исследоват. | Найдите в словаре синонимы к слову: КОЛЫБЕЛЬ. Придумайте ключевые слова к теме урока. (слайд 10,11,12) | Работа со словарём-синонимов. Находят синонимы к слову КОЛЫБЕЛЬ (люлька, качалка, зыбка, коляска). Запись синонимов, запись ключевых слов. | Работа в гуппах со словарём Творческая работа в группах | 5. Физминутка. 3 мин. | – Прослушайте колыбельную песню в грамзаписи. (слайд 13) – Физминутка “Лодочка качается”. Приложение 3. (слайд 14) | Физминутка | | 6. Закрепление. 5 мин. | – Чтение колыбельных песен разных народов (на слайдах демонстрация природы и рода занятий этого народа). Сравнение в группе на карточках. Приложение 4. – Чем похожи? – Чем различаются? Почему? (слайд 15,16,17,18) | РУССКАЯ, УКРАИНСКАЯ, НОРВЕЖСКАЯ – содержание, ритм, цель исполнения, чувство любви к своим детям – разный быт, природа | групповая, исследоват. | 7. Введение регионального компонента. 6 мин. | (слайд 19) – Тимофей Белозёров собрал и обработал русские народные колыбельные песенки. Прочитаем их в книге “Баюшки” – Определим цель, содержание, настроение, музыкальность. – Работа над выразительностью чтения. | Самостоятельное чтение | самостоят.работа, индивид. | 8. Конкурс выразительного чтения. 6 мин. | – Прочитайте выразительно песни, обработанные Т. Белозёровым. Приложение 5. (слайд 20) | – конкурс чтецов | общекласс., творческая | 9. Рефлексия. 2 мин. | – Какие песни вам запомнились, больше всего понравились? – Продолжите предложения (слайд 21) – Моё настроение. (слайд 22) | – Сегодня на уроке я вспомнил…. – Мне было интересно узнать …. – Мне помог… - На уроке мне было интересно. У меня все получилось!
- Мне на уроке было интересно. Но в некоторых заданиях я сомневался!
- Мне было скучно, неинтересно. Я не справился.
| общеклассная | 10. Домашнее задание. 1 мин | – Выучите песню наизусть и проиллюстрируйте её. – Кому вы будете её петь? (слайд 23) | – домовёнку, игрушкам, маме | Задание на выбор | Презентация
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|