Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок внеклассного чтения по сказкам Г.Х. Андерсена "Устами читателя"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения по сказкам Г.Х. Андерсена "Устами читателя"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.09.10
Просмотров: 1869

Иванова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Воспитание интереса к книге и процессу чтения.
  2. Развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.

Форма: интеллектуальная игра.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.

2. Представление участников игры (знатоков сказок Андерсена).

3. Игра.

а) Объяснялки.

б) Загадалки.

в) Рассуждалки.

4. Музыкальная пауза.

г) Обгонялки.

д) Разоблачалки.

5. Викторина для зрителей.

6. Выступление библиотекаря с обзором книг выставки.

7. Подведение итогов игры и урока.

Оформление.

1. Выставка рисунков-иллюстраций.

2. Выставка книг-сказок Г.Х.Андерсена.

3. Музыка Э.Грига.

4. Эпиграф.

5. Кроссворд, викторина.

6. Эмблемы команд “Стойкий оловянный солдатик” и “Снежная королева”.

7. Жетоны.

Материал подготовлен по сказкам Г.Х.Андерсена:

“Старый уличный фонарь”, “Соловей”, “Дикие лебеди”, “Штопальная игла”, “Огниво”, “Оле-Лукойе”, “Пастушка и трубочист”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Принцесса на горошине”, “Свинопас”, “Гадкий утёнок”, “Русалочка”(13 сказок)

В викторине и кроссворде, кроме названных, использовались сказки: “Ромашка”, “Гречиха”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Эльф розового куста”.

Предлагалось выразительное чтение отрывков из сказок: “Райский сад”, “Цветы маленькой Иды”.

1. Вступительное слово учителя.

В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Д. Кугультинов

Учитель. Давайте и мы с вами откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и войдём в этот замечательный волшебный мир. И сделать это нам помогут наши друзья книги, рисунки-иллюстрации, занимательные вопросы, чудесная музыка. Сопровождать нас будут хитрые вопросы: объяснялки, загадалки, рассуждалки, обгонялки и разоблачалки .

Г.Х.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г.Х.Андерсен, – это сказки.

– Сколько его сказок вы знаете? (Ответы). А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.

Доверимся им, дорогие друзья, и последуем за ними.

2. Представление команд.

Учитель. А пойдём мы в мир Андерсена вместе со знатоками его сказок, командой “Снежная королева” и командой “Стойкий оловянный солдатик”. Эти ребята прочитали очень много сказок Андерсена и готовы побороться за звание “Лучший читатель сказок Андерсена”. Задача каждой команды, участвуя в игре, должен набрать наибольшее количество жетонов. Итак, в путь!

Объяснялки для команды “Снежная королева”

1. Это “почтенный, старый” сказочный герой. “Много лет он нёс службу, но теперь его решили уволить”. Он “с ужасом ждал завтрашнего дня: завтра он должен был явиться на смотр в ратушу, где решат, годен ли он ещё к службе или нет”. (Старый уличный фонарь)

2. События этой сказки происходят в Китае, во дворце императора. Главным героем является маленькая чудесная птичка, которую пригласили жить при дворе, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к ней 12 слуг; каждый держал её за привязанную к её ножке шёлковую ленточку. (Соловей)

Объяснялки для команды “Стойкий оловянный солдатик”

1. Этому герою пришлось встретиться со старой безобразной ведьмой, со страшыми собаками-сторожами, прежде чем стать обладателем волшебного камня, который высекает огонь. (Солдат из сказки “Огниво”)

2. Это лучшая волшебная сказка Г.Х.Андерсена. Герои её – одиннадцать братьев и сестра, которых разлучила злая мачеха. Гордым красивым братьям-птицам помогает в этой сказке волшебство доброй феи Фаты-морганы, любовь и мужество их сестры Элизы, готовой пожертвовать собой ради их спасения. (“Дикие лебеди”)

Загадалки для команды “Снежная королева”

1. Этот сказочный герой – неодушевлённый предмет.

2. Эта героиня не любила чёрной работы и боялась сломаться.

3. “Её переехала ломовая телега, и она осталась лежать на мостовой”. (Штопальная игла)

Загадалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”

1. Эти герои живут в одной сказке Г.Х.Андерсена.

2. “Оба они молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки”.

3. Они совершают путешествие через трубу на крышу и обратно. (Пастушка и трубочист)

Рассуждалки для команды “Снежная королева”

Это смастерил один сказочный герой. В нашей настоящей жизни это никаким волшебством не обладает. Это есть в каждом доме, в каждом учреждении и даже в каждой дамской сумочке.

Всё “доброе и прекрасное” в этом “уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов”.

В сказке это разбилось.

Рассуждалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”

В субботу это “было похоже на большую китайскую чашку, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых, кивая головами стояли маленькие китайцы”.

Эти предметы принадлежат одному герою из сказки Андерсена. Носит герой эти предметы под мышками. Один из этих предметов с картинками и раскрывается это над хорошими, послушными детьми, и тогда детям всю ночь снятся чудесные сны…

В настоящей жизни это мы используем в дождливую погоду. (Зонтик Оле-Лукойе)

4. Музыкальная пауза.

Учитель. Сейчас вы не просто послушаете удивительную музыку, наша игра продолжается, и мы снова должны что-то угадать. Перед вами металлофон, и при помощи маленьких молоточков он издаёт нежные звуки. На нём можно сыграть мелодию, что и сделает Наташа. Ну а вы узнайте эту мелодию. Вы её слышали в грамзаписи, когда знакомились с одной из сказок Г.Х.Андерсена.

А теперь послушайте симфоническую музыку. Её автор Э.Григ, и пьеса называется “Заход солнца”. Какую сказку Г.Х.Андерсена можно было бы проиллюстрировать этой музыкой?

Обгонялки

1. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Маленькая разбойница из сказки “Снежная королева”)

2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок)

3. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка)

4. Это самое дорогое, что было у принца, и предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие серебряные ларцы и отослали во дворец. (Роза и соловей из сказки “Свинопас”)

5. Эту вещицу, которая сослужила большую службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина из сказки “Принцесса на горошине”)

Разоблачалки для команды “Снежная королева”

Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Русалочка”.

На самом морском дне во дворце отца-царя жили пять принцесс-русалок. Самой красивой из них была младшая русалочка. С раннего детства они любили подолгу плавать на поверхности воды, у берега и наблюдать за людьми. В одну из бурь Русалочка спасла юного принца и полюбила его. Морской ведьме за её колдовство Русалочка отдаёт свои чудесные волосы. Зная, что принц женится на другой, Русалочка возвращается к сёстрам в море. (Всего 4 ошибки)

Разоблачалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”

Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Снежная королева”.

В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок)

Учитель. А теперь поиграем со зрителями.

Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена

1. Сколько сказок написал Г.Х.Андерсен? (170)

2. Назовите сказки Андерсена, героями которых являются растения. (“Ромашка”, “Гречиха”)

3. Кому принадлежит эта реплика: “Самая же трудная работа ещё впереди: надо снять с неба и пересчитать все звёздочки. Я собираю их в свой передник, но приходится ведь нумеровать каждую звёздочку и каждую дырочку, где она сидела, чтобы потом разместить их все по местам, иначе они плохо будут держаться и посыпятся с неба одна за другой!”. (Оле-Лукойе)

4. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки “Огниво”, чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Мешочек с гречкой)

5. “Он стоял в полном освещении; ему было ужасно жарко – от огня или от любви – он и сам не знал”. Кто этот герой? (Оловянный солдатик)

6. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки)

7. Узнай героя по описанию: “За каждым лепестком розы у него было по спальне; сам он был удивительно нежен и мил, ну точь-в-точь хорошенький ребёнок, только с большими крыльями за плечами.” (Эльф розового куста)

8. Что Лапландка использует для письма, а Финка для еды. (Рыба)

9. О чём говорит герой: “Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!” (Кай говорит о снежинках)

6. Представление выставки книжных изданий сказок Г.Х.Андерсена.

7. Подведение итогов игры.

1. Подсчёт жетонов, объявление победителей, вручение дипломов и памятных буклетов.

2. Домашнее задание.

Учитель. Как продолжение нашего конкурса я вам предлагаю кроссворд “Сказки Г.Х.Андерсена”. Но чтобы его заполнить, вы должны будете не только вспомнить уже известные сказки (назовём их), но и очень внимательно прочитать новые. Желаю успеха!

8. Заключительное слово учителя.

Учитель. А самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21