Преподавание литературы Урок внеклассного чтения по сказкам Г.Х. Андерсена "Устами читателя"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.10 Просмотров: 1869 Иванова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Форма: интеллектуальная игра. ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока. 2. Представление участников игры (знатоков сказок Андерсена). 3. Игра.
4. Музыкальная пауза.
5. Викторина для зрителей. 6. Выступление библиотекаря с обзором книг выставки. 7. Подведение итогов игры и урока. Оформление. 1. Выставка рисунков-иллюстраций. 2. Выставка книг-сказок Г.Х.Андерсена. 3. Музыка Э.Грига. 4. Эпиграф. 5. Кроссворд, викторина. 6. Эмблемы команд “Стойкий оловянный солдатик” и “Снежная королева”. 7. Жетоны. Материал подготовлен по сказкам Г.Х.Андерсена: “Старый уличный фонарь”, “Соловей”, “Дикие лебеди”, “Штопальная игла”, “Огниво”, “Оле-Лукойе”, “Пастушка и трубочист”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Принцесса на горошине”, “Свинопас”, “Гадкий утёнок”, “Русалочка”(13 сказок) В викторине и кроссворде, кроме названных, использовались сказки: “Ромашка”, “Гречиха”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Эльф розового куста”. Предлагалось выразительное чтение отрывков из сказок: “Райский сад”, “Цветы маленькой Иды”. 1. Вступительное слово учителя.
Учитель. Давайте и мы с вами откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и войдём в этот замечательный волшебный мир. И сделать это нам помогут наши друзья книги, рисунки-иллюстрации, занимательные вопросы, чудесная музыка. Сопровождать нас будут хитрые вопросы: объяснялки, загадалки, рассуждалки, обгонялки и разоблачалки . Г.Х.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г.Х.Андерсен, – это сказки. – Сколько его сказок вы знаете? (Ответы). А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений… В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом. Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой. Доверимся им, дорогие друзья, и последуем за ними. 2. Представление команд. Учитель. А пойдём мы в мир Андерсена вместе со знатоками его сказок, командой “Снежная королева” и командой “Стойкий оловянный солдатик”. Эти ребята прочитали очень много сказок Андерсена и готовы побороться за звание “Лучший читатель сказок Андерсена”. Задача каждой команды, участвуя в игре, должен набрать наибольшее количество жетонов. Итак, в путь! Объяснялки для команды “Снежная королева” 1. Это “почтенный, старый” сказочный герой. “Много лет он нёс службу, но теперь его решили уволить”. Он “с ужасом ждал завтрашнего дня: завтра он должен был явиться на смотр в ратушу, где решат, годен ли он ещё к службе или нет”. (Старый уличный фонарь) 2. События этой сказки происходят в Китае, во дворце императора. Главным героем является маленькая чудесная птичка, которую пригласили жить при дворе, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к ней 12 слуг; каждый держал её за привязанную к её ножке шёлковую ленточку. (Соловей) Объяснялки для команды “Стойкий оловянный солдатик” 1. Этому герою пришлось встретиться со старой безобразной ведьмой, со страшыми собаками-сторожами, прежде чем стать обладателем волшебного камня, который высекает огонь. (Солдат из сказки “Огниво”) 2. Это лучшая волшебная сказка Г.Х.Андерсена. Герои её – одиннадцать братьев и сестра, которых разлучила злая мачеха. Гордым красивым братьям-птицам помогает в этой сказке волшебство доброй феи Фаты-морганы, любовь и мужество их сестры Элизы, готовой пожертвовать собой ради их спасения. (“Дикие лебеди”) Загадалки для команды “Снежная королева” 1. Этот сказочный герой – неодушевлённый предмет. 2. Эта героиня не любила чёрной работы и боялась сломаться. 3. “Её переехала ломовая телега, и она осталась лежать на мостовой”. (Штопальная игла) Загадалки для команды “Стойкий оловянный солдатик” 1. Эти герои живут в одной сказке Г.Х.Андерсена. 2. “Оба они молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки”. 3. Они совершают путешествие через трубу на крышу и обратно. (Пастушка и трубочист) Рассуждалки для команды “Снежная королева” Это смастерил один сказочный герой. В нашей настоящей жизни это никаким волшебством не обладает. Это есть в каждом доме, в каждом учреждении и даже в каждой дамской сумочке. Всё “доброе и прекрасное” в этом “уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов”. В сказке это разбилось. Рассуждалки для команды “Стойкий оловянный солдатик” В субботу это “было похоже на большую китайскую чашку, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых, кивая головами стояли маленькие китайцы”. Эти предметы принадлежат одному герою из сказки Андерсена. Носит герой эти предметы под мышками. Один из этих предметов с картинками и раскрывается это над хорошими, послушными детьми, и тогда детям всю ночь снятся чудесные сны… В настоящей жизни это мы используем в дождливую погоду. (Зонтик Оле-Лукойе) 4. Музыкальная пауза. Учитель. Сейчас вы не просто послушаете удивительную музыку, наша игра продолжается, и мы снова должны что-то угадать. Перед вами металлофон, и при помощи маленьких молоточков он издаёт нежные звуки. На нём можно сыграть мелодию, что и сделает Наташа. Ну а вы узнайте эту мелодию. Вы её слышали в грамзаписи, когда знакомились с одной из сказок Г.Х.Андерсена. А теперь послушайте симфоническую музыку. Её автор Э.Григ, и пьеса называется “Заход солнца”. Какую сказку Г.Х.Андерсена можно было бы проиллюстрировать этой музыкой? Обгонялки 1. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Маленькая разбойница из сказки “Снежная королева”) 2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок) 3. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка) 4. Это самое дорогое, что было у принца, и предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие серебряные ларцы и отослали во дворец. (Роза и соловей из сказки “Свинопас”) 5. Эту вещицу, которая сослужила большую службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина из сказки “Принцесса на горошине”) Разоблачалки для команды “Снежная королева” Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Русалочка”. На самом морском дне во дворце отца-царя жили пять принцесс-русалок. Самой красивой из них была младшая русалочка. С раннего детства они любили подолгу плавать на поверхности воды, у берега и наблюдать за людьми. В одну из бурь Русалочка спасла юного принца и полюбила его. Морской ведьме за её колдовство Русалочка отдаёт свои чудесные волосы. Зная, что принц женится на другой, Русалочка возвращается к сёстрам в море. (Всего 4 ошибки) Разоблачалки для команды “Стойкий оловянный солдатик” Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Снежная королева”. В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева. Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок) Учитель. А теперь поиграем со зрителями. Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена 1. Сколько сказок написал Г.Х.Андерсен? (170) 2. Назовите сказки Андерсена, героями которых являются растения. (“Ромашка”, “Гречиха”) 3. Кому принадлежит эта реплика: “Самая же трудная работа ещё впереди: надо снять с неба и пересчитать все звёздочки. Я собираю их в свой передник, но приходится ведь нумеровать каждую звёздочку и каждую дырочку, где она сидела, чтобы потом разместить их все по местам, иначе они плохо будут держаться и посыпятся с неба одна за другой!”. (Оле-Лукойе) 4. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки “Огниво”, чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Мешочек с гречкой) 5. “Он стоял в полном освещении; ему было ужасно жарко – от огня или от любви – он и сам не знал”. Кто этот герой? (Оловянный солдатик) 6. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки) 7. Узнай героя по описанию: “За каждым лепестком розы у него было по спальне; сам он был удивительно нежен и мил, ну точь-в-точь хорошенький ребёнок, только с большими крыльями за плечами.” (Эльф розового куста) 8. Что Лапландка использует для письма, а Финка для еды. (Рыба) 9. О чём говорит герой: “Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!” (Кай говорит о снежинках) 6. Представление выставки книжных изданий сказок Г.Х.Андерсена. 7. Подведение итогов игры. 1. Подсчёт жетонов, объявление победителей, вручение дипломов и памятных буклетов. 2. Домашнее задание. Учитель. Как продолжение нашего конкурса я вам предлагаю кроссворд “Сказки Г.Х.Андерсена”. Но чтобы его заполнить, вы должны будете не только вспомнить уже известные сказки (назовём их), но и очень внимательно прочитать новые. Желаю успеха! 8. Заключительное слово учителя. Учитель. А самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |