Преподавание литературы Интегрированный урок литературы и русского языка в 9-м классе "Письма с фронта"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.09.02 Просмотров: 1281 Полупанова Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы Цель: углубление и расширение представлений об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны. Задачи:
Оборудование: песни военных лет, презентация к уроку (см. Приложение 1), поэтические сборники. Форма проведения: интегрированный урок литературы и русского языка Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение, синквейн Ход занятия Вызов (актуализация основных речеведческих понятий) Создание речевой ситуации - Какую форму речи вы выберете, чтобы сообщить информацию на дальнее расстояние? - Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию? - Какой стиль речи вы будете использовать? - В какой ситуации используют этот стиль? Слушаются ответы учащихся Вступительное слово учителя Наш урок посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, ведь в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра. (Чтение эпиграфа).
Мы поговорим о письмах военных лет. Лексико-орфографическая работа Эпистола (греч.) – письмо, послание Письмо – 1. Умение, навыки писать, а также само писание. 2. Система графических знаков, употребляемых для писания. 3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо. 4. Стиль, манера художественного изображения. Словарная диктовка
- Объясните словосочетание полевая почта. - Найдите синонимы. - Проведите морфемный и словообразовательный разбор слова долгожданная. На доску проецируется треугольник солдатского письма с фронта Великой Отечественной войны. -Что вы видите на экране? - Почему письмо сложено треугольником? Слушаются ответы учащихся. Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца» (можно прочитать стихотворение)
Осмысление (изучение нового материала) Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа. Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.
На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична. От колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, ласку, привязанность. А дети должны отвечать тем же – любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают её старость, дарят ей покой и радость.
Слово об Э. Асадове Звучит стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»
- О чем говорит в строках письма боец? - В его письме воспоминания о далеком беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу и ему, и согреют матери, когда она прочтет строки письма. - Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется, что вдвойне оценит это вернувшись, непременно вернувшись с войны. - Говорит о том, что в любых испытаниях с ним она – его ангел хранитель – мама. Он верит в победу, и это - главное, что помогает выстоять. Стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» - это не только художественно выразительные строки, это живое свидетельство, душевный разговор о перечувствованном и пережитом. Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» Краткая справка - сообщение учащихся об авторе картины и истории её создания. - Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»? - Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она? - С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение? - Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины? В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы. Звучит песня на стихи А.Суркова, муз. К. Листова «В землянке» (Бьется в тесной печурке огонь…) Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.
Как много они значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.… Предлагаю послушать его и ответить на вопрос: «В чем сила этого стихотворения?» Звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня»
-Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди». Автор уверен, что именно от этой способности женщины зависит в конечном итоге жизнь и победа. Это знаменитое стихотворение К. Симонова легло в основу художественного фильма с таким же названием (сценарий К. Симонов, 1943г.) Это лирическая, очень трогательная история о мужестве и патриотизме, настоящей, верной дружбе и глубокой, большой любви, верности и вере. В нелегкое военное время поддержка родных и близких, вера в то, что сражаешься и трудишься во имя и ради тех, кто любит, ждет и непременно дождется, очень важна. Всего лишь одна строка в записке от мужа «Жди. Вернусь», а как много она значила для главной героини Лизы. Ей скажут о смерти Николая, но она не поверит. И каждый день Лиза будет ждать мужа, уверенная в том, что они непременно увидятся. А неожиданное письмо от жены, полученное Николаем, утвердило его веру в победу и встречу. Человек стоит на защите Отечества, сжав штурвал самолета, взмывает в небо, трудится в тылу, но может ли он прожить на свете без дружбы и любви? Думаю, ответ ясен и так. В далеком сорок втором году Иосиф Уткин написал такие строки:
Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо, с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов. Пусть стихотворение «Я могу тебя очень ждать…» прозвучит как ответ на стихотворение «Жди меня».
Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения) В завершении урока предлагаю вам творческую работу – написание синквейна по сегодняшнему уроку. Через 5-7 минут слушаются ответы учащихся. Примеры на экране Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет? - Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. - В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. - Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы. Домашнее задание Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Накануне годовщины Великой Победы я предлагаю вам написать письмо. Это может быть: - письмо с фронта; - письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны; - письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире» и др. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |