Преподавание русского языка Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 821 Шилова Марина Анатольевна, учитель русского языка Цели урока: Образовательная: повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы, проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений, выделять тему текста. Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, гордости за достижения родного края. Оборудование: мультимедийный проектор, 10 компьютеров, экран.
Ход урока.1. Слово учителя. Объявление темы и целей урока.Придя в школу, вы встретили очень много непонятного, незнакомого! Под руководством учителя вы начали знакомиться с удивительным миром - миром русского языка. Самое трудное ждёт вас впереди, в старших классах. Некоторые загадки русского языка вы уже изучили, и сегодня мы совершим путешествие по одному из государств огромного и интересного мира “Русский язык” - по государству “Синтаксис”. В пути вам пригодятся знания и умения, полученные на уроках. СЛАЙД 1. На чём же мы отправимся в путь? А давайте построим сами средство передвижения. Поможет нам в этом ваша домашняя подготовка (домашнее задание к данному уроку заключалось в том, чтобы по толковому словарю С.И. Ожегова найти значения предложенных слов). 2. Лексическая пятиминутка.Угадайте слово по его лексическому значению и правильно запишите его в тетрадь.
3. Устный опрос по понятиям темы.Чтобы нам отправится в путь, нужно приобрести билет. И вам опять помогут ваши знания. За правильный ответ вы получаете билет на наш волшебный поезд. Вопросы:
Билеты получены, все готовы к путешествию. Какие же станции ждут нас впереди? СЛАЙД 7. Начнём путешествие? 4. Обобщение знаний. СЛАЙД 8Первая станция - станция “Основная”. Подберите однокоренные слова к данному слову. С чем нам предстоит работать на этой станции? Что такое грамматическая основа предложения? Вам нужно выписать из предложенных предложений два предложения и выделить в этих предложениях грамматическую основу. Будьте очень внимательны. (Один ученик индивидуально выполняет полный синтаксический разбор четвёртого предложения).
Проверка задания. (Ученики говорят вслух, учитель выделяет на слайде) С заданием справились прекрасно. Наш поезд продолжает движение. И на пути новая станция - “Простые или сложные”. (СЛАЙД 9). Задание на этой станции вы будете выполнять на компьютере (Приложение 2). У вас на листе находятся две схемы и предложения. Ваша задача: распределить данные предложения по столбикам. Какие предложения вы отнесёте в первый столбик? Какие - во второй?
Проверка выполненного задания. (СЛАЙД 9). Впереди станция “Физкультурная”. (СЛАЙД 10). Полпути пройдено, надо немного отдохнуть. Выйдите из-за парт и приготовьтесь выполнять то, что я буду говорить.
Да, осмотром я доволен - из ребят никто не болен, Каждый весел и здоров и к заданиям готов. Следующая станция “Схематическая”. Вашему вниманию будут представлены схемы предложений, но эти схемы поссорились со знаками препинания. Помирите их, пожалуйста. Запишите в тетради правильный вариант схемы. 1 .Простое предложение с обобщающим словом. 2.Предложение с обращением. З.Предложение с прямой речью. 4. Сложное предложение. (СЛАЙД 11). Самопроверка. С заданием справились верно. А на следующей станции “Соответствий” новое задание: вам нужно списать предложения, расставив знаки препинания, в порядке расположения схем. (СЛАЙД 12). А с платформы говорят “Это город Ленинград”. На пути встречались разные станции: большие и совсем крохотные. Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу? Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске она открылась 1 августа 1936 года. (СЛАЙД 12). Устная проверка Станция “Тематическая”. (СЛАЙД 13). Ребята, путешествуя по станциям, мы анализировали разные предложения. Все эти предложения были связаны с темой “поезда”. Посмотрите ещё раз на все предложения, встреченные вами по пути. Как вы думаете, почему 4 из них выделены другим цветом? Скорый поезд набирает ход. На детской железной дороге работают дети .Мы смотрели в окно вагона. Юные железнодорожники детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки. А с платформы говорят: “Это город Ленинград”. Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу? На пути встречались разные станции: большие и совсем крохотные. Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года. (Эти предложения связаны одной темой “Детские железные дороги”). Впереди последняя станция “Итоговая”. У вас на карточках записаны эти предложения и ещё несколько предложений. Посмотрите внимательно на эти предложения, прочитайте их. - Какие виды предложений по цели высказывания встретились? - А почему поставлена запятая в третьем предложении? - Почему в последнем предложении нет запятой перед союзом И? - Есть ли среди этих предложений сложные предложения? Поставьте около каждого предложения цифру, расположив предложения так, чтобы получился связный текст. А работают на детской железной дороге дети. Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки. Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу? Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года. Детская железная дорога- это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. Проверка. Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу? Детская железная дорога- это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. (СЛАЙД 14). А работают на детской железной дороге дети. (СЛАЙД 15). Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные, нагрудные знаки. (СЛАЙД 16). Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года. (СЛАЙД 17). 5 .Итог урока.Вот и подошло к концу наше путешествие по государству Синтаксис, мы прибыли на конечную станцию. (СЛАЙД 18). Мы путешествовали по разным станциям. В нашем путешествии вы не только проявили себя как грамотные, внимательные путешественники, но и узнали много интересного. Дети делятся впечатлениями об уроке. 6. Домашнее задание.Контрольные вопросы в учебнике, подобрать или придумать примеры к вопросам. Я благодарю вас за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |