Преподавание русского языка Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1642 Лопухова Марина Иосифовна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (114,47 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: знакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ. Тип урока: интегрированный (литература + русский язык) Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения) ХОД УРОКА I. Организация начала урока (1 мин.) – Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Слайд 1: портрет поэта) «Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель) Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники. Дома вы также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору). II. Проверка домашнего задания (5 мин.) (Выразительное чтение стихотворений Б. Пастернака наизусть) – Почему выбрано это стихотворение? О чём оно? III. Слово учителя (10 мин.) (Слайд 2: семья) Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья. – Что вы знаете о семье Пастернака? Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник. – Как Пастернак пришёл в литературу? От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историко-филологического факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни. (Слайд 3) Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие: 1917г. – «Поверх барьеров» (Слайд 4: связь с футуристами) Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всё-таки искал свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье. «Единственное, что в нашей власти, – пишет он, – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас». IV. Анализ текста (15 мин.) 1) По заданию В 8 ЕГЭ (Слайд 5: текст стихотворения «Февраль…») Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией: С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость и энергию стихотворения?
Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9 (Слайд 6: ответы по тексту) 2) Работа в парах – Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом в данном отрывке. 1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение) 2) Дождь дороги заболотил, 3) И опять зачертит иней, 4) Не волнуйся, не плачь, не труди (бессоюзие) 5) Мчались звёзды. В море мылись мысы. (Слайд 7) – Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение своим чувствам. (Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»). – Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь, извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется. (Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…») – У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его выдворении из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, – решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия» (Чтение стихотворения «Нобелевская премия») V. Итог Сокровенный смысл человеческого существования, по мнению Пастернака, в слиянности, спаянности с миром, с природой. В этом он видит источник силы, возможность приобщения к вечному круговороту жизни. Это даёт возможность преодолеть ощущение одиночества, осознание кратковременности собственного земного бытия. (Чтение стихотворения «Единственные дни») 1) Задание в тетрадях письменно (5 мин.) Ответьте письменно на вопрос: Что нового открылось мне в творчестве Б.Л. Пастернака? (Слайд 8) VI. Домашнее задание (2 мин.) Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения: «Нобелевская премия» VII. Резерв Фонограмма песни «Метель», «Свеча горела» на стихотворение Б. Пастернака по выбору. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |