Преподавание русского языка Подготовка к ЕГЭ. Повторение пунктуации в сложносочиненном предложении (на материале творчества А.И. Солженицына). 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 871 Сеидова Антонина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задачи:
Ход урока 1. Словарно-орфографическая работа. Словарно-орфографическую работу предлагаю выполнить по вариантам. Учащиеся должны записать слова, вставить пропущенные буквы, указать условие выбора орфограммы. В1. Выписать действительные и страдательные причастия настоящего времени, указать в суффиксах гласные буквы. В2. Выписать страдательные причастия прошедшего времени, указать в них гласную перед НН. В3. Выписать действительные причастия прошедшего времени, деепричастия, указать гласные в суффиксах. Во время написания слов три ученика сильной группы составляют на доске алгоритм правописания гласных в суффиксах причастий и деепричастий. Первый ученик - гласные буквы в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. Второй- гласные буквы в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Третий- гласные буквы в суффиксах действительных причастий прошедшего времени, деепричастиях. Пен..щиеся потоки, стел..щийся туман, жал..щая оса, зате..в ремонт, караул..вший , выбел..нная ткань, увид..в поздно, знач..мый вопрос, скле..нный прочно,зала..в в ответ, помеш..нный на фантастике, замасл..нный фартук, недовеш..нный товар. После анализа орфографического диктанта учащиеся, составляющие алгоритмы, комментируют их. Таким образом, ученики еще раз закрепили написание гласных в суффиксах причастий и деепричастий. 2. Работа по основной теме урока. Анализ предложений. (Для анализа выбраны сложные синтаксические конструкции с различными видами связи грамматических основ. Цель такой работы – отработка постановки знаков препинания перед сочинительными союзами) Слово учителя. В 9-м классе мы изучали сложносочиненное предложение. Вспомните, какое предложение называется сложносочиненным? Чем присоединяются части в сложносочиненном предложении? Какие знаки препинания применяются для разделения частей в сложносочиненном предложении? У вас на столах лист с таблицей и пронумерованные предложения, запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, номера предложений в соответствующие колонки, при этом указывая смысловые отношения между частями сложного предложения. 1. Надзиратель рукавицу сжал а Шухова внутри сжало. 2. Топлива не было положено и спрашивать о нем не приходилось. 3. Все лицо его облегали густые черные волосы почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые черные так что рот был виден едва и непрерывные бакены черные едва выказывая уши поднимались к черным космам свисавшим с темени и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. 4. Но право ему (фельдшеру)было дано освободить утром только двух человек- и двух он уже освободил и под зеленоватым стеклом на столе записаны были два человека и подведена черта.
Вывод: какие знаки препинания применяются для разделения частей в сложносочиненном предложении? Какова их функция в тексте? (А.И.Солженицын использует экспрессивный синтаксис, в частности краткие, «рубленые» фразы, насыщает текст синтаксическими повторами. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» использован прием «несобственно-прямая речь», что помогает автору глубже раскрыть индивидуальность героя, трагичность его судьбы. Часто встречаются в его произведениях просторечия, диалектные слова, жаргонизмы, что делает речь героев яркой, подчеркивает самобытность, народность их характеров.) 3. Закрепление изученного материала. (Тренировочные упражнения даю по вариантам, используя дифференцированный подход в выборе заданий) «Сильная» группа- Упражнение №474 (Русский язык: Учебник для 10-11классов общеобразоват. учреждений/Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин.. М.: «Русское слово», 2007) выпишите те предложения, где возможно заменить запятую точкой запятой. «Средняя» группа - тест: Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания? Волчица осторожно (1) чуть дыша (2) и (3) забирая всё в сторону (4) обогнала тёмное пятно, оглянулась на него и убежала.
Прочитав этот рассказ Марины Цветаевой, со стыдом убеждаешься (1) как мало мы знаем своих выдающихся людей (2) и как мы (3) по справедливому упрёку Пушкина (4) «ленивы и нелюбопытны».
«Слабая» группа - тест Укажите номера предложений, где нужно поставить одну запятую.
4. Подведение итогов урока. 5.1. Домашнее задание (на выбор): а) выписать примеры из художественной литературы на постановку знаков препинания перед союзом И в простом и сложном предложении(от 5 до 10); б) упражнение № 472. 2. Прочитать теоретический материал в учебнике. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |