Преподавание русского языка Обобщающий урок по теме "Лексика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1008 Жаркова Ирина Ивановна, завуч Цели урока:
I. Вступительное слово учителя:Сегодня мы завершаем цикл уроков по теме “Лексика”. Итак, мы уяснили, что лексическим значением, наряду с грамматическим, обладает каждое слово самостоятельной части речи. А слово нередко имеет несколько значений. Свойство слов употребляться в разных значениях называется многозначностью. II. Работа по теме1. Я предлагаю выполнить задание, в котором вы должны записать словосочетания парами, из которых ясно следовало бы значение слов (прямое и переносное). Например: корень зуба – корень зла Поле, море, ядро, фигура, узел, связь, сентябрь, площадь, линия, марка. 2. А теперь предлагаю вам ответить на мои вопросы-шутки:
3. От многозначности слов следует отличать омонимию – звуковое совпадение слов, которые в своих значениях не имеют ничего общего. Следующее задание заключается в умении распознавать виды омонимов:
4. Обратимся к этимологии. Слово почка (орган человека) образовано от исчезнувшего пока, родственно глаголу печь и существительному печень. К слову почка (побег растения) отношения не имеет, так как последнее образовалось от древнего глагола со значением “пухнуть”, то есть набухать. 5. Чтение стихотворения А.Хайта “Песенка про лишние слова”:
Явление, которое, играя со словами, продемонстрировал нам поэт А.Хайт, называется “лишние слова”. Существует и другой термин для данного явления – “речевая избыточность”. Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология. Перед вами деформированное задание. Исправьте речевые ошибки, отмечая в вариантах – ( речевая избыточность) или (тавтология).
6. Запишите по горизонтали слова, различные по звучанию, но близкие по значению к исходным, и если задание выполнено правильно, то из начальных букв сверху вниз вы прочитаете название таких слов: 1. Торопиться (спешить). 2. Учить (изучать). 3. Догнать (нагнать). 4. Суметь (осилить). 5. Известие (новость). 6. Удивить (изумить). 7. Думать (мыслить). Задание выполнено правильно, и мы прочитали слово “синоним”. Они делают наш язык ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Приведённые ниже слова сгруппируйте в четыре синонимических ряда: Безжалостно, безыскусственный, первенство, бессердечно, естественный, бесхитростный, жестоко, настаивать, незамысловатый, немудрёный, превосходство, свирепо, приоритет, упорствовать, бесчеловечно, упрямиться. 8. У доски работают 3 ученика. Остальные учащиеся на месте выполняют задание по расположению синонимов по степени усиления признака. Доминанта каждого синонимического ряда дана первой
9. О каком явлении идёт речь в стихотворении В. Полторацкого “Слово о словах”:
Правильно, речь идёт об антонимии. Антонимия, как и многозначность, омонимия и синонимия, наблюдается на различных уровнях языка: на уровне состава слова существуют антонимичные приставки: над-под (надпись-подпись), в-вы (въехать-выехать), с-раз(сдвинуть-раздвинуть) и т.д.; на уровне морфологии и синтаксиса, когда к антонимам присоединяются противоположные по значению формы имён существительных с антонимичными предлогами к-от (подойти к школе- отойти от школы), в-из ( приехать в дом – выехать из дома). Антонимы широко используются писателями в качестве изобразительного средства. Они лежат в основе таких стилистических приёмов, как антитеза и оксюморон. Среди фразеологизмов тоже есть антонимичные пары. Найдите их, приняв участие в игре “Найди пару”. (Ребятам раздаются карточки)
10. Запишем и сравним высказывания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании? А) Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова Берёза, Солнце, Счастье, Весна, Радость..., удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые слова! Б)
III. Подведение итогов урока. Домашнее заданиеПодобрать стихи или высказывания русских писателей и поэтов о красоте и богатстве родного языка. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |