Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Обобщающий урок по теме "Лексика"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Обобщающий урок по теме "Лексика"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1008

Жаркова Ирина Ивановна, завуч

Цели урока:

  • повторить и систематизировать основные сведения по теме “Лексика”;
  • закрепить учебно-языковые навыки;
  • совершенствовать нормативные и коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы завершаем цикл уроков по теме “Лексика”. Итак, мы уяснили, что лексическим значением, наряду с грамматическим, обладает каждое слово самостоятельной части речи. А слово нередко имеет несколько значений. Свойство слов употребляться в разных значениях называется многозначностью.

II. Работа по теме

1. Я предлагаю выполнить задание, в котором вы должны записать словосочетания парами, из которых ясно следовало бы значение слов (прямое и переносное). Например: корень зуба – корень зла

Поле, море, ядро, фигура, узел, связь, сентябрь, площадь, линия, марка.

2. А теперь предлагаю вам ответить на мои вопросы-шутки:

  • Я у человека, животного, у плодов растений; могу быть гусиной и чёртовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-либо угодить (Кожа )
  • Можно ли отрезать без ножа или другого режущего инструмента? ( Да. Отрезать – резко ответить).
  • Что можно собрать без помощи рук? ( Собрать силы, собрать лоб в морщины и т.д.)

3. От многозначности слов следует отличать омонимию – звуковое совпадение слов, которые в своих значениях не имеют ничего общего. Следующее задание заключается в умении распознавать виды омонимов:

  1. Омоформы.
  2. Омофоны.
  3. Омографы.
  1. Белок – белок.
  2. Сток – стог.
  3. Простой (парень) – простой ( в работе).
  4. Печь (пироги) – печь ( растопить.)
  5. Грипп – гриб.
  6. Лечу ( больного) – лечу (на большой высоте).
  7. Ели (за столом) – ели (высокие).
  8. В лес – влез.
  9. Покрывало ( мягкое) – покрывало ( снегом).
  10. Плач (громкий) - плачь( громче).

4. Обратимся к этимологии. Слово почка (орган человека) образовано от исчезнувшего пока, родственно глаголу печь и существительному печень. К слову почка (побег растения) отношения не имеет, так как последнее образовалось от древнего глагола со значением “пухнуть”, то есть набухать.

5. Чтение стихотворения А.Хайта “Песенка про лишние слова”:

Как проехать на вокзал? –
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
- В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно…

Явление, которое, играя со словами, продемонстрировал нам поэт А.Хайт, называется “лишние слова”. Существует и другой термин для данного явления – “речевая избыточность”. Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология. Перед вами деформированное задание. Исправьте речевые ошибки, отмечая в вариантах – ( речевая избыточность) или (тавтология).

  1. Они окончательно закончили работу.
  2. Он учился в музыкальной консерватории.
  3. Они накупили много памятных сувениров.
  4. Он облокотился локтем на стол.
  5. Он был мужественным и смелым человеком.
  6. Книга уже отредактирована главным редактором.
  7. Пётр действительно ведущий лидер класса.
  8. Атмосферный воздух был чист и свеж.

6. Запишите по горизонтали слова, различные по звучанию, но близкие по значению к исходным, и если задание выполнено правильно, то из начальных букв сверху вниз вы прочитаете название таких слов:

1. Торопиться (спешить).

2. Учить (изучать).

3. Догнать (нагнать).

4. Суметь (осилить).

5. Известие (новость).

6. Удивить (изумить).

7. Думать (мыслить).

Задание выполнено правильно, и мы прочитали слово “синоним”. Они делают наш язык ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Приведённые ниже слова сгруппируйте в четыре синонимических ряда:

Безжалостно, безыскусственный, первенство, бессердечно, естественный, бесхитростный, жестоко, настаивать, незамысловатый, немудрёный, превосходство, свирепо, приоритет, упорствовать, бесчеловечно, упрямиться.

8. У доски работают 3 ученика. Остальные учащиеся на месте выполняют задание по расположению синонимов по степени усиления признака. Доминанта каждого синонимического ряда дана первой

Несчастье трепетать мгновенно
Катастрофа пугаться быстро
Бедствие робеть вмиг
Беда опасаться молниеносно
Горе ужасаться моментально

9. О каком явлении идёт речь в стихотворении В. Полторацкого “Слово о словах”:

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения и слово – удушения.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.
Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Правильно, речь идёт об антонимии. Антонимия, как и многозначность, омонимия и синонимия, наблюдается на различных уровнях языка: на уровне состава слова существуют антонимичные приставки: над-под (надпись-подпись), в-вы (въехать-выехать), с-раз(сдвинуть-раздвинуть) и т.д.; на уровне морфологии и синтаксиса, когда к антонимам присоединяются противоположные по значению формы имён существительных с антонимичными предлогами к-от (подойти к школе- отойти от школы), в-из ( приехать в дом – выехать из дома). Антонимы широко используются писателями в качестве изобразительного средства. Они лежат в основе таких стилистических приёмов, как антитеза и оксюморон.

Среди фразеологизмов тоже есть антонимичные пары. Найдите их, приняв участие в игре “Найди пару”. (Ребятам раздаются карточки)

Ни зги не видно
Заварить кашу
Жить своим горбом
Воспрянуть духом
По чайной ложке
Как кошка с собакой
Верста коломенская
На ночь глядя
Чуть свет
Душа в душу
Повесить нос
Сидеть на чужой шее
Держать ухо востро
Сидеть сложа руки
Во всю Ивановскую
Не покладая рук
Расхлёбывать кашу
Единым духом
Хоть иголки собирай
Держать язык за зубами
Ворон считать
От горшка два вершка

10. Запишем и сравним высказывания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании?

А) Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова Берёза, Солнце, Счастье, Весна, Радость..., удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые слова!

Б)

По слогам твердим, едва осиля
Вяжущую губы немоту:
Мама, небо, хлеб, роса, Россия –
Камушком катается во рту.
Зачерпнул – и доверху ведёрко.
Русской речи речка глубока.
Топчется в кругу скороговорка,
Кулаками подперев бока.

III. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Подобрать стихи или высказывания русских писателей и поэтов о красоте и богатстве родного языка.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21