Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Компетентность и ориентированные задания по русскому языку для подготовки обучающихся к ГИА
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Компетентность и ориентированные задания по русскому языку для подготовки обучающихся к ГИА


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 879

Пушкина Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы

I. Изложение сжатое.

Анализ текста как основа подготовки к изложению.

(Развивающая кооперация (Приложение 1).)

Прочитайте текст № 1.

(1) Пока жив человек, будет жить и сказка, потому что сказка – это воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном.
(2) Сказки рождаются непрерывно.
(З) Как это происходит – трудно сказать.
(4) По-разному.
(5) Дело было летом, на берегу лесной реки.
(6) Только что прошел шумный короткий дождь, над рекой стояла радуга.
(7) Сильно пахло сосной, и капли дождя на отдельных хвоинках наливались, крупнели, и в каждой из них играло свое маленькое солнце.
(8)Перевозчик раздувал костер, а рядом сидел мальчик, его сын.
(9) Мальчик прислушался и спросил отца:
(10) –Чего это шумит, папаня?
(11) Перевозчик подумал, догадался, что шуршит дождевая влага, просачиваясь через палую рыжую хвою, устилавшую землю у подножия мачтовых сосен, но, подумав, усмехнулся и сказал:
(12) – Это жучки-мужички пилят пилами сухие сосновые иглы.
(13) Пилят с натугой.
(14) – Зачем? – спросил мальчик, и глаза его заблестели.
(15) – Они жучки хозяйственные, запасливые.
(16) И на зиму дровишки готовят.
(17) Ты небось видел: как земля весной оттает, от нее идет дым.
(18) Это из жучиных нор.
(19) Так началась сказка.
(20) Мальчик рассказал ее своим однолеткам, те родителям.
(21) И сказка пошла гулять по свету, все крупнея, наливаясь, разрастаясь, как наливались под солнечным светом капли дождя на хвоинках.
(22) А через год-два-три она уже превратится в большую, настоящую сказку и будет жить вечно.
(К.Г.Паустовский)

Задания.

  1. Определите вид связи в словосочетании ИЗ ЖУЧИНЫХ НОР (предложение 18). Замените это словосочетание синонимичным с другими видом связи. Объясните, почему полученное словосочетание стилистически хуже исходного.
  2. Из предложений 11–15 выпишите слова с чередующимися безударными гласными в корнях. Корни обозначьте графически.
  3. Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание одной из приставок определяется правилом: “Приставка ПРЕ– пишется в том случае, если ее значение близко к приставке ПЕРЕ-“. Обозначьте эту приставку.
  4. Из предложений 19–22 выпишите слова с приставкой, в которой без ударения пишется А, а под ударением – О. обозначьте эту приставку. Напишите два примера с ударными вариантами этой приставки.
  5. Из предложений 8–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса со значением лица по роду занятий зависит от той или иной буквы, обозначающей согласный звук на конце производящей основы. Обозначьте этот суффикс.
  6. Из предложение 12–16 выпишите имя прилагательное с суффиксом, в котором всегда пишется И. Обозначьте этот суффикс.
  7. Дайте синтаксическую характеристику предложения 13 (простое иди сложное; если простое, то полное или неполное, двусоставное или односоставное; если односоставное, то каков его вид).
  8. Сред предложений 14–18 найдите такое, которое осложнено однородными членами. Выпишите его номер.
  9. Из предложений 15–22 выпишите номер предложения с разными видами связи (с бессоюзной и подчинительной связью).
  10. Из предложений 15–22 выпишите номер БСП.
  11. Разделите текст на композиционно-смысловые части. Сколько частей вы выделили?
  12. О чем говорится в каждой из выделенных вами частей? Запишите ответ в виде плана.
  13. Какое предложение содержит основную авторскую мысль? Выпишите его номер. Можно ли сжато передать информацию этого предложения?
  14. Объедините предложения 3 и 4, оставив только главное содержание.
  15. Определите тип речи третьего абзаца текста. Есть ли в нем элемент повествования? Подчеркните его, опираясь на грамматический признак.
  16. Выделите основную информацию третьего абзаца, руководствуясь формулой: “Когда? Где? Что произошло?”
  17. В предложениях 8–10 устраните повторяющуюся информацию.
  18. Из предложения 11 исключите второстепенные подробности, зачеркнув неглавные по смыслу слова и фрагменты предложения.
  19. Объедините предложения 12 и 13, устранив все повторы.
  20. Из предложения 14 исключите информационно малозначащий фрагмент.
  21. В предложении 15 оставьте только один из синонимов, обладающий более общим, широким значением.
  22. Из предложений 19–22 исключите такие, которые содержат поясняющие подробности.
  23. Прочитайте текст еще раз. Не пользуясь своими записями, напишите сжатое изложение этого текста.

II. Тестовые задания (А1–В14).

(Развитие языковой и лингвистической компетенции.)

Индивидуальная работа.

Прочитайте текст и выполните задания:

(1) Все, что было до войны, казалось мне теперь освещенным ясным и мягким светом незакатно-солнечного дня, того самого, когда мы с отцом зашли в табачный магазин.
(2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу — след ласточки, размашистый ее полет в покое и сладкозвучной тишине.
(З) Такой мне казалась жизнь до войны.
(4) Там, до войны, мы были с отцом в табачном магазине, он купил папиросы, три пачки, но потом началась война, табак стали давать по карточкам, магазин закрылся, и вот туда переехала детская библиотека.
(5) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
(6) Сильную обиду, обделенность, обман.
(7) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
(8) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.
(9) И батя мне все мнился.
(10) Вот он там стоял, у самого прилавка, платил деньги, а сам так часто-часто на меня оглядывался, и улыбка не сходила с его лица.
(11) А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, все собирался спросить отца, почему он не купит себе трубку, и так и не спросил.
(12) И много чего другого не успел я сделать там, до войны, пока отец был так неправдоподобно близко.
(13) Например, порыбачить не успел, сходить с ним на охоту.
(14) Я вспомнил, как отец уходил с ружьем.
(15) Яркой вспышкой озарило меня прошедшее, но не забытое мгновение, точнее, чувство: мы с мамой провожаем его до угла, где висит почтовый ящик.
(16) Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное солнце, на фоне которого раскачивается кепочка отца, горбатится вещевой мешок и торчит ствол ружья.
(17) Мне отчего-то душно, мне тяжело.
(18) Я боюсь за отца: почему он уходит от нас?
(19) 3ачем эта охота?
(20) Пусть лучше вернется.
(21) И в глазах у мамы я тоже вижу слезы.
(22) Что это было?
(23) Предчувствие?
(24) Но война началась через год, и много было еще и смеха и слез до ее прихода, а я все помнил тот вечер и чувствовал ту тревогу...
(По А. Лиханову)

– Установите значение слов: осязала, обделенность, таращился, мнился;
– Выпишите из текста эпитеты;
– Выпишите из 14–15 предложений слово (а) с чередующейся безударной гласной в корне;
– Определите вид связи в словосочетании “ствол ружья”, замените синонимичным словосочетанием
– Среди 2–5 предложений укажите предложения с однородными членами.

Работа в ППС, ПСС.

(Использование методик “Устный тренаж”, “Взаимообмен заданиями” (Приложение 2).)

– Назовите ключевые слова, словосочетания, определяющие тему данного текста;
– Определите вид связи в словосочетаниях, начете схемы данных словосочетаний: Потерял что-то, красивые коробки, был близко;
– По данным схемам запишите словосочетания; (№ 2);
– Дайте развернутое определение термина “словосочетание”;
– Выпишите из предложения все возможные словосочетания “Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное солнце”;
– Из предложений № 6–10 выпишите словосочетание (ия), образованное связью согласование;
– Из предложений № 7–8 выпишите словосочетание, образованное связью примыкание.

III. Сочинение – рассуждение.

(Развитие у обучающихся коммуникативной компетенции.)

Композиция сочинения – рассуждения.

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
    а) Определение проблемы.
    б) Комментарий к проблеме.
    в) Определение авторской позиции.
    г) Собственная позиция, ее аргументация.
  3. Заключение.

Проблема текста – это вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема – сложная, трудная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, назревшая, острая, философская, политическая, социальная, национальная, идеологическая, международная, вечная.

Комментарий проблемы – насколько актуально то, о чем пишет автор, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой, есть ли другая точка зрения, не совпадающая с авторской.

Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Моя позиция – нужно убедить в чем-либо, укрепить мнение (изменить).

Аргументы должны быть правдивыми, опираться на источники, отражать объективную реальность.

Заключение. Именно поэтому (таким образом), …

(Для написания всех структурных элементов сочинения рассуждения рекомендуется использовать речевые клише (Приложение 3).

Приложение 4.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21