Преподавание русского языка
Компетентность и ориентированные задания по русскому языку для подготовки обучающихся к ГИА
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 879
Пушкина Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы I. Изложение сжатое. Анализ текста как основа подготовки к изложению. (Развивающая кооперация (Приложение 1).) Прочитайте текст № 1. (1) Пока жив человек, будет жить и сказка, потому что сказка – это воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном. (2) Сказки рождаются непрерывно. (З) Как это происходит – трудно сказать. (4) По-разному. (5) Дело было летом, на берегу лесной реки. (6) Только что прошел шумный короткий дождь, над рекой стояла радуга. (7) Сильно пахло сосной, и капли дождя на отдельных хвоинках наливались, крупнели, и в каждой из них играло свое маленькое солнце. (8)Перевозчик раздувал костер, а рядом сидел мальчик, его сын. (9) Мальчик прислушался и спросил отца: (10) –Чего это шумит, папаня? (11) Перевозчик подумал, догадался, что шуршит дождевая влага, просачиваясь через палую рыжую хвою, устилавшую землю у подножия мачтовых сосен, но, подумав, усмехнулся и сказал: (12) – Это жучки-мужички пилят пилами сухие сосновые иглы. (13) Пилят с натугой. (14) – Зачем? – спросил мальчик, и глаза его заблестели. (15) – Они жучки хозяйственные, запасливые. (16) И на зиму дровишки готовят. (17) Ты небось видел: как земля весной оттает, от нее идет дым. (18) Это из жучиных нор. (19) Так началась сказка. (20) Мальчик рассказал ее своим однолеткам, те родителям. (21) И сказка пошла гулять по свету, все крупнея, наливаясь, разрастаясь, как наливались под солнечным светом капли дождя на хвоинках. (22) А через год-два-три она уже превратится в большую, настоящую сказку и будет жить вечно. (К.Г.Паустовский) Задания. - Определите вид связи в словосочетании ИЗ ЖУЧИНЫХ НОР (предложение 18). Замените это словосочетание синонимичным с другими видом связи. Объясните, почему полученное словосочетание стилистически хуже исходного.
- Из предложений 11–15 выпишите слова с чередующимися безударными гласными в корнях. Корни обозначьте графически.
- Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание одной из приставок определяется правилом: “Приставка ПРЕ– пишется в том случае, если ее значение близко к приставке ПЕРЕ-“. Обозначьте эту приставку.
- Из предложений 19–22 выпишите слова с приставкой, в которой без ударения пишется А, а под ударением – О. обозначьте эту приставку. Напишите два примера с ударными вариантами этой приставки.
- Из предложений 8–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса со значением лица по роду занятий зависит от той или иной буквы, обозначающей согласный звук на конце производящей основы. Обозначьте этот суффикс.
- Из предложение 12–16 выпишите имя прилагательное с суффиксом, в котором всегда пишется И. Обозначьте этот суффикс.
- Дайте синтаксическую характеристику предложения 13 (простое иди сложное; если простое, то полное или неполное, двусоставное или односоставное; если односоставное, то каков его вид).
- Сред предложений 14–18 найдите такое, которое осложнено однородными членами. Выпишите его номер.
- Из предложений 15–22 выпишите номер предложения с разными видами связи (с бессоюзной и подчинительной связью).
- Из предложений 15–22 выпишите номер БСП.
- Разделите текст на композиционно-смысловые части. Сколько частей вы выделили?
- О чем говорится в каждой из выделенных вами частей? Запишите ответ в виде плана.
- Какое предложение содержит основную авторскую мысль? Выпишите его номер. Можно ли сжато передать информацию этого предложения?
- Объедините предложения 3 и 4, оставив только главное содержание.
- Определите тип речи третьего абзаца текста. Есть ли в нем элемент повествования? Подчеркните его, опираясь на грамматический признак.
- Выделите основную информацию третьего абзаца, руководствуясь формулой: “Когда? Где? Что произошло?”
- В предложениях 8–10 устраните повторяющуюся информацию.
- Из предложения 11 исключите второстепенные подробности, зачеркнув неглавные по смыслу слова и фрагменты предложения.
- Объедините предложения 12 и 13, устранив все повторы.
- Из предложения 14 исключите информационно малозначащий фрагмент.
- В предложении 15 оставьте только один из синонимов, обладающий более общим, широким значением.
- Из предложений 19–22 исключите такие, которые содержат поясняющие подробности.
- Прочитайте текст еще раз. Не пользуясь своими записями, напишите сжатое изложение этого текста.
II. Тестовые задания (А1–В14). (Развитие языковой и лингвистической компетенции.) Индивидуальная работа. Прочитайте текст и выполните задания: (1) Все, что было до войны, казалось мне теперь освещенным ясным и мягким светом незакатно-солнечного дня, того самого, когда мы с отцом зашли в табачный магазин. (2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу — след ласточки, размашистый ее полет в покое и сладкозвучной тишине. (З) Такой мне казалась жизнь до войны. (4) Там, до войны, мы были с отцом в табачном магазине, он купил папиросы, три пачки, но потом началась война, табак стали давать по карточкам, магазин закрылся, и вот туда переехала детская библиотека. (5) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог? (6) Сильную обиду, обделенность, обман. (7) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки. (8) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге. (9) И батя мне все мнился. (10) Вот он там стоял, у самого прилавка, платил деньги, а сам так часто-часто на меня оглядывался, и улыбка не сходила с его лица. (11) А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, все собирался спросить отца, почему он не купит себе трубку, и так и не спросил. (12) И много чего другого не успел я сделать там, до войны, пока отец был так неправдоподобно близко. (13) Например, порыбачить не успел, сходить с ним на охоту. (14) Я вспомнил, как отец уходил с ружьем. (15) Яркой вспышкой озарило меня прошедшее, но не забытое мгновение, точнее, чувство: мы с мамой провожаем его до угла, где висит почтовый ящик. (16) Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное солнце, на фоне которого раскачивается кепочка отца, горбатится вещевой мешок и торчит ствол ружья. (17) Мне отчего-то душно, мне тяжело. (18) Я боюсь за отца: почему он уходит от нас? (19) 3ачем эта охота? (20) Пусть лучше вернется. (21) И в глазах у мамы я тоже вижу слезы. (22) Что это было? (23) Предчувствие? (24) Но война началась через год, и много было еще и смеха и слез до ее прихода, а я все помнил тот вечер и чувствовал ту тревогу... (По А. Лиханову) – Установите значение слов: осязала, обделенность, таращился, мнился; – Выпишите из текста эпитеты; – Выпишите из 14–15 предложений слово (а) с чередующейся безударной гласной в корне; – Определите вид связи в словосочетании “ствол ружья”, замените синонимичным словосочетанием – Среди 2–5 предложений укажите предложения с однородными членами. Работа в ППС, ПСС. (Использование методик “Устный тренаж”, “Взаимообмен заданиями” (Приложение 2).) – Назовите ключевые слова, словосочетания, определяющие тему данного текста; – Определите вид связи в словосочетаниях, начете схемы данных словосочетаний: Потерял что-то, красивые коробки, был близко; – По данным схемам запишите словосочетания; (№ 2); – Дайте развернутое определение термина “словосочетание”; – Выпишите из предложения все возможные словосочетания “Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное солнце”; – Из предложений № 6–10 выпишите словосочетание (ия), образованное связью согласование; – Из предложений № 7–8 выпишите словосочетание, образованное связью примыкание. III. Сочинение – рассуждение. (Развитие у обучающихся коммуникативной компетенции.) Композиция сочинения – рассуждения. - Вступление.
- Основная часть.
а) Определение проблемы. б) Комментарий к проблеме. в) Определение авторской позиции. г) Собственная позиция, ее аргументация. - Заключение.
Проблема текста – это вопрос, требующий решения, исследования. Проблема – сложная, трудная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, назревшая, острая, философская, политическая, социальная, национальная, идеологическая, международная, вечная. Комментарий проблемы – насколько актуально то, о чем пишет автор, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой, есть ли другая точка зрения, не совпадающая с авторской. Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Моя позиция – нужно убедить в чем-либо, укрепить мнение (изменить). Аргументы должны быть правдивыми, опираться на источники, отражать объективную реальность. Заключение. Именно поэтому (таким образом), … (Для написания всех структурных элементов сочинения рассуждения рекомендуется использовать речевые клише (Приложение 3). Приложение 4.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|