Преподавание литературы Урок литературы "Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Частушка. Песня". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2305 Солдатова Нина Александровна, учитель русского языка Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Оформление доски: схемы, презентации. Ход урока
До начала урока каждый учащийся ( по желанию) заполняет карту настроения, рисуя кружочки красного (восторженное, радостное) или синего (светлое, приятное) или чёрного(тревожное, напряжённое) цвета, отмечая настроение до начала занятия и по окончанию. Карта настроения учащихся (рефлексия)Литература 8 класс
II. Новая тема. 1. Определение темы. Предлагаю учащимся самостоятельно определить тему, используя следующую задачу: Это устное народное творчество или дописьменная литература, в которой отражается жизнь русского народа. Малые жанры, отличающиеся музыкальностью и напевностью. После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока: “Отражение жизни народа в произведениях устного народного творчества. Песни. Частушки” и цели (для учащихся): 1. изучить строение, тематику и проблематику песен и частушек; 2. научиться исполнять русские песни и частушки. 3. определить основные отличительные признаки малых музыкальных жанров фольклора, их значение в современной жизни (проблема). 2. Мотивация. В качестве домашнего задания учащимся было предложено разделиться на три группы: Первая – фольклористы – песенники; Вторая – фольклористы – частушечники; Третья – историки – исследователи, которые должны дать оценку выступающим и сделать вывод. Каждая группа получила опережающее задание: исследовать малые музыкальные жанры фольклора и составить презентацию по теме. Отразить в проектах знание местными жителями частушек и песен. ( метод - опрос) После этого учащимся предлагается ответить на вопрос: “Для чего необходимо изучать песни и частушки?” 3. Новый материал.Слово учителя. Сегодня на нашем литературном ринге выступят юные исследователи, которые докажут значимость своего жанра фольклора. Задание слушателям: заполнить схемы, данные на доске, работая в тетрадях. Первая схема, какие общие темы и проблемы отражались в песнях и частушках. Вторая схема, какие отличительные признаки музыкальных жанров фольклора. Первыми на ринге выступают фольклористы – песенники (презентация – проект №1) Исполняется русская народная песня. Схема №1- примеры заполняются на доске Схема 2 – заполняется учащимися в тетради самостоятельно. Физкультминутка. Учащиеся исполняют любые изученные на уроках музыки русские народные песни или отрывки из песен. Игра: “Кто больше?” Вторые на ринг выходят фольклористы – частушечники, которые представляют свой исследовательский проект. (Презентация - проект №2) Конкурс частушек. Историки – исследователи делают вывод: необходимо ли изучать частушки и песни и почему. 4.Закрепление. Учащимся предлагаются тесты различного уровня сложности: 1 уровень сложности – закрытый тест. Ответы выполняются в виде графического диктанта. Учащимся предлагаются вопросы - утверждения, если они согласны с утверждением ставят значок: не согласны значок: _____ . В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро. 1.фольклор передавался из уст в уста. 2. литература - неиндивидуальное творчество. 3. “старины” - песни былины. 4. для частушки характерен минорный тон. 5. частушки первоначально сочинялись юношами. 6. песни появились позднее частушек. 7. частушка – мимолётное переживание в данную минуту. 8. исторических песен не бывает. 2. уровень сложности – открытый тест (закончить предложение). Предлагается более сильным учащимся. 1. По жанрам песни делятся: ____________________________________________ 2. Первые исторические частушки были посвящены, каким войнам ________________________________________________ 3. Пение в два голоса называется________________________________________________ 4. В основе языка частушек ___________________________________________ 5.Наряду с 4-хстрочными возникли частушки в ________________________ 6. Главными героями современных народных частушек и песен_______________________ 7. Сильное преувеличение в жанрах фольклора называется________________________________ Определенный познавательный и практический интерес представляет такая задача: Восстановить деформированный текст песен и частушек. Например,
IV. Итог урока. Возвращаю учащихся к целям урока, которые записаны на доске. Один из учеников подводит итог в виде монологического рассказа, изученного на уроке. V. Оценка деятельности учащихся Выставляются оценки за исследовательские проекты, выступления и тесты, монологические ответы. VI. Домашнее задание 1 уровень – с.16-18, подготовить выразительное чтение исторической песни “Правеж”. 2 уровень – с. 16- 18, нарисовать иллюстрацию к песне “Правеж”. 3 уровень – с.16-18, составить кроссворд по историческим песням Есть житейская мудрость: “Жизнь учит лишь тех, кто её изучает”. Тип урока: комбинированный урок Методическое обеспечение:
Программное обеспечение:
Методы:
Приемы деятельности:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |