Преподавание литературы Особенность поэтического таланта А.Фета. 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1145 Голова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,34 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. “Большая половина его стихотворений
Цели урока.
Оборудование:
Подготовка к уроку. Индивидуальные задания.
Ход урока (Слово учителя. Внимание на портрет. Слайд 1) С портрета на вас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг. Кто он? Незнающий предположил бы, что это судья, профессор-медик, а, может, просто управляющий имением. Видно, что человек прижимистый, хозяйственный, серьёзный. Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой скрывалось легко ранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце восторженного, доверчивого поэта. Послушайте его стихи (Чтение наизусть подготовленными учениками) - О чём стихи? (Зачитать и записать эпиграф. Обратиться к рисункам учащихся) - Легко ли было иллюстрировать их? Почему? Стихи Фета своеобразны, нетрадиционны. Наша задача – выявить это своеобразие его стихов. “Непостижимо непонятный стих…”, “до судороги не понимаю”, - так отозвался И.С.Тургенев о стихотворении “Шёпот, робкое дыхание…”. (Чтение наизусть) Ничего конкретного! О чём можно говорить, на чём можно остановить взгляд? Задачей поэта было запечатлеть момент тончайшего движения души: влюблённые наедине – замирает душа и тело. Словами невыразимо то, что чувствуют сердца. Весь мир у ног влюблённых! А ведь Фет прав: мир ощущений, впечатлений, переживаний настолько велик, богат, что порой кажется, что слова теряют вес, значимость. Непонимание друзей Фет позднее объяснил расхождением их во взглядах на сущность искусства. (Слайды 2, 3) Реалист Тургенев считал, что к оценке поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения “разума”. Романтик Фет противопоставлял “разуму” “бессознательный инстинкт (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты”. Поэтическая манера стихотворения “Шёпот, робкое дыхание…” импрессионистская! Вот что не принял Тургенев. Что такое “импрессионизм”? (Индивидуальное задание – сообщение учащегося о возникновении импрессионизма). (Слайды 4-8) Всё началось в 60-е годы XIX века в Париже. В Салоне (знаменитой выставке) были представлены картины художников, которых Репин назвал храбрецами, а французская пресса – “бандой сумасшедших”: Клода Моне, Эдуарда Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара. (Демонстрация слайдов) Кажущаяся неуравновешенность, неожиданные ракурсы, раздельные мазки, наложенные на холст, создавали беспримерно трепетную, светлую, воздушную живопись, передающую динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Долго не приходило название новому направлению, критика работы этих художников называла “мазнёй”. Но вот в Салоне была показана работа К. Моне “Впечатление. Восход солнца”, и всем вдруг стало понятно, что в своих работах эти художники передают впечатления от жизни. От французского слова “impression” - “впечатление” и пошло название направления в искусстве XIX века – первой половины XX века – “импрессионизм”. (Обратить внимание учащихся на слайд 9. Записать признаки импрессионизма в тетрадь) Среди русских художников можно назвать импрессионистами Игоря Грабаря и Константина Коровина. Черты импрессионизма есть в работах В.Серова, И.Левитана и др. (Отметить признаки, указанные на слайде 9, в картинах “Февральская лазурь” и “Мартовский снег” И.Грабаря, слайды 10-15) - Что изобразил художник на картине “Февральская лазурь”? Об истории создания этой картины он писал: “ Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. Художник запечатлел праздник в природе. - Можно ли сказать, что на картине “Мартовский снег” есть предмет изображения? Нет. Художника привлекло состояние снега. Не подгоняя тона, он мазками густыми наложил краски на холст. Живопись, поэтическое слово, музыка и природа. “Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию”, - эти слова принадлежат композитору, музыка которого звучит на уроке. (Слайд 16-17). Его считают основным представителем импрессионизма в музыке. Это француз Клод Дебюсси. Красочность текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная тревожность пространства – вот черты импрессионизма в музыке Дебюсси. Свои музыкальные пьесы он назвал “Облака”, “Снег идёт”, “Отражение в воде”. Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве: в живописи, музыке, в литературе. Но в литературе он не сложился в направление, о нём можно говорить здесь как о явлении, стиле того или иного поэта, писателя. (Слайд 18). Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которой ещё не знала поэзия. Итак, первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и в лирику Фета, - стремление зафиксировать впечатление от мгновения, “трепет жизни”. Вторая особенность – предмет изображения. Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это отражение предметов не в целостности, а будто бы в случайных снимках памяти. Перед читателем проходят отдельные обрывки события, но вместе взятые эти обрывки образуют неожиданную цельную, психологически достоверную картину. Получается, примерно, так, как сказал Л.Н.Толстой: “Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, и никакого, как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдёшь на некоторое расстояние, посмотришь – и, в общем, получается цельное впечатление”. - Можно ли сказать, что стихотворение “Шёпот, робкое дыхание…” написано “мазками”? Строится оно на отдельных обрывках события, фиксации окружающих предметов, а получается поэтический рассказ о состоянии влюблённых. Предметы не предметны, есть эскиз, конкретности нет. В поэзии это выражено с помощью особого приёма – психологического параллелизма. Стихотворение не закончено, концовка – кульминация. Стихотворение “Шёпот, робкое дыхание…” положила на музыку Полина Виардо. Поиск новых способов художественной выразительности – это одна из важных сторон импрессионизма. - Послушайте музыку К.Дебюсси “Отражение в воде”. (Музыка звучит на протяжении слайдов 14-19). Стихотворение Фета “Над озером лебедь в тростник протянул”. (Читается наизусть. После прослушивания стихотворения учащиеся отвечают письменно на вопрос: “Как проявилась лирическая дерзость” в стихотворении”? Музыка помогает сохранить эмоциональный настрой учащихся во время творческой работы) А.Фет внёс в поэзию новые находки, своё самоценное слово, “непонятную лирическую дерзость” (Л.Толстой). (Слайды 20-21). (Учащиеся читают свои творческие заметки) Анализ стихотворения “Над озером лебедь в тростник протянул…” - Трудно ли было иллюстрировать данное стихотворение? (Да. Стихотворение отражает динамику в природе, в поведении и состоянии человека. Нет чёткости в изображении, необычный ракурс предметов) - Назовите лексику цветообозначения. (“Река, блестя чешуёй, бежала змеёй золотой”, “путь краснел” - краски яркие, чистые, сочные. Цвета красный и золотой передают вечерний колорит) Способность передать яркость, красочность природы – это следующая общая черта стихов Фета и полотен импрессионистов. Художники-импрессионисты часто изображали день, чтобы показать буйство красочной природы. Фет же чаще изображал сумерки, ночь. Но удивляет то, что у Фета, как и у художников, ночь не тёмная, тем более не чёрная (этот цвет Левитан назвал “трупом краски”). Глагол “краснел” передаёт вибрацию цвета. Сочетания “Вечерние тени – вечерний мой путь краснел”, “начали звёзды мелькать в небесах” отражают игру света и тени. Психологический параллелизм помогает почувствовать состояние двух людей как единое целое: “А мы – мы на лодке сидели…”. Эпитет “чуткий воздух” опять свидетельствует об импрессионистической манере письма передаёт вибрацию воздуха. В литературоведении есть термин – фетовский пленэр. Его пейзажи воздушны, в них много света. Эпитеты “усталая грудь”, “покорный руль” можно назвать метафоричными. Река, по которой плывут двое в лодке, тоже метафора – жизнь, “быстро” бегущая. Динамику подчёркивает дважды употреблённый глагол “несло”. Напряжённость стихотворению придаёт анафора в последней строфе: “не помню”.эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает вершины, кульминации. Подводим итог уроку. (Слайд 21) - Что в лирике А.А.Фета позволяет назвать его стиль импрессионистским? Это стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; тождество состояния природы и внутреннего состояния человека; способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души; поиск новых способов поэтической выразительности. Б.Я.Бухштаб, исследуя лирику А.Фета, пишет о близости его поэзии к импрессионизму: “Импрессионизм на той первой его стадии, к которой только и можно отнести творчество Фета, обогащал возможности и утончал приёмы реалистического письма. Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом”. Мир ощущений, впечатлений, переживаний безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что происходит в душе, в рамках слова вместить невозможно. Так чувствуем мы, а у поэта это чувство ещё острее и тоньше:
Домашнее задание. Проанализировать прозвучавшие на уроке стихотворения “Шумела полночная вьюга…”, “Вдали огонёк за рекою…”, “Лесом мы шли по тропинке единственной…”, “Шёпот, робкое дыхание…” (на выбор). Использованная литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |