Преподавание литературы Урок-практикум по теме: "Как сердцу высказать себя?" (по стихам К. Бальмонта)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1538 Гиленко Александра Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цель:
(Непосредственной работе над анализом стихов К. Д. Бальмонта предшествовал урок, где была дана краткая характеристика творчества поэта, знакомство с его стихами и обмен впечатлениями о прочитанном.) Оборудование: рисунки, план анализа стихотворения, тексты стихов, речевые клише, памятки (в качестве раздаточного материала в каждой группе). Тип урока: урок-практикум. Звучит музыка (на фоне музыки учитель говорит вступительное слово). Вступительное слово учителя:Как сердцу высказать себя? Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумье и мимолетный бег мыслей? Изучая литературу, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности дает она для выражения наших мыслей и чувств. Сегодня мы обратимся к стихотворениям К.Д. Бальмонта, постараемся прикоснуться к творчеству поэта. (В классе созданы 3 группы, в каждой группе есть человек, который координирует работу всей группы. Мои помощники на уроке – рецензенты, они будут оценивать работу групп.) Было дано задание познакомиться с творчеством поэта и проанализировать предложенные стихотворения: 1 группе – “Я мечтою ловил уходящие тени”, 2 группе – “Где б я ни странствовал”, 3 группе – “Уйти туда”. (Класс работает по группам, на столах лежат тексты стихотворений.) Координатор группы сообщает, что 1 группа анализировала стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени”. Учитель: Чтобы глубже проникнуть в смысл стихов Бальмонта, нужно сказать несколько слов о самом поэте. Он представитель серебряного века русской поэзии, один из основателей символизма. Посмотрите в толковый словарь и скажите лексическое значение этого слова. Ученики: Символизм – это литературное направление конца XIX начало XX вв., выдвинувшее в качестве своего художественного приема – символ. Это условный знак, заменяющий реальный образ. Учитель: Судьба его, как и многих поэтов этого сложнейшего времени, сложилась трагически. Громкая слава как поэта – символиста на родине до 1917 года, годы революции, враждебное отношение к большевикам – и эмиграция, 20 лет жизни во Франции, тоска по Родине, нужда, одиночество, потерянность в мире и в то же время поэт продолжал творить. Ученик читает стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени”. Сообщение ученика из 1 группы: Это необычное стихотворение, в нем нет привычного для нас сюжета. Очень трудно сформулировать тему. Мы долго размышляли. Скорее всего – это гордое одиночество лирического героя, это его стремление от здешнего, земного мира – к миру высшему, потустороннему, от Земли – к Небесам. В основе композиции этого стихотворения – контраст – между Землей и небом, между днем (светом) и тьмой (ночью). “Какие-то звуки вокруг меня раздавались от Небес и Земли”. От Небес и Земли – оба слова в тексте пишутся с большой буквы, значит, им придается символическое значение. Лирический герой этого стихотворения поднимается на башню...
Он покидает привычную землю, чтобы приблизиться к свету, к вечности.
Приблизиться к свету, к вечности ему удается.
(Прикрепить к доске главные слова “Я узнал, как ловить уходящие тени”.) Ученик: Художественно-изобразительные средства этого стихотворения подчинены тому, чтобы создать настроение подъема, движения вверх. Наша группа отмечает повторы в каждой строке.
Они создают впечатление тяжелого переступания со ступеньки на ступеньку башенной лестницы. Этими повторами-подхватами поэт выделяет главную тему – движение-преодоление. Олицетворения в этом стихотворении помогают одушевить природу и показать единство души и вечность природы: “уходящие тени”, “…дрожали ступени”, “…дремлющих гор”, “…горы нежно ласкали отуманенный взор”, “…уснувшей Земли”. Метафора: “…огневое светило догорало вдали…”. Это стихотворение музыкальное. Музыкальность создается при помощи ритмического чередования гласных звуков а-е-у (ассонанс), а также при помощи повторяющихся фраз с шипящими и свистящими согласными, а также сонорными “р” и “л” (аллитерация). Это тоже создает ощущение движения. Учитель: Какие вопросы будут группе? (Вопросы задают учащиеся других групп). 1. Какие краски преобладают в этом стихотворении? (Предполагаемый ответ – здесь нет ярких красок, все туманно, и только в конце стихотворения ощущение движения к свету.) 2. Определите жанр стихотворения. (Это элегия, стихотворение, проникнутое грустью.) 3. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению? (Спокойную.) Рецензент дает анализ работы 1 группы: Группа очень подробно проанализировала стихотворение, думаю, что они справились с заданием, поняли стихотворение, все хорошо подготовились. Учитель: В свою очередь я хочу сказать, что в стихах К.Д. Бальмонта многочисленные употребления “я”. Это не кокетство, а скорее неподдельное удивление перед богатством человеческой натуры. Этот удивительный человек не умел и не хотел быть никем иным, как поэтом. Он стремился сделать из своей жизни поэму. Марина Цветаева писала: “В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего... Его нельзя сравнивать. Он весь – исключение. Его можно любить только лично”. Это поэт Солнца. Я прочитаю стихотворение, которое подтверждает сказанное мной. “Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце”. Солнечный час Бальмонта пробил. Им восторгались, его заучивали, читали с эстрады. Сочинялись романсы на его стихи. И даже лучшие из младших символистов (Блок и А. Белый) – не скрывали того, что в эти годы находятся под обаянием “Будем как солнце”. Ученик из 2 группы: В 1912 году вышел сборник стихотворений русского поэта Константина Бальмонта “Зарево зорь”, который он написал под впечатлением от поездки по Египту. Одно из стихотворений цикла “Потухшие вулканы” называется “Где б я ни странствовал”. Наша группа пыталась проанализировать это стихотворение. (Ученик читает это стихотворение, все следят.) Учитель: Чем интересно название стихотворения? Какие чувства владели поэтом? Ученик из 2 группы: Название стихотворения – это часть сложноподчиненного предложения. Поэт использует его с особой целью, а отдельно от главного оно не выражает законченной мысли. Предложение не завершено, поэтому обращает наше внимание к его главной части. В главной части сказано, что думает, что чувствует поэт везде, где бы он ни был. Везде он вспоминает свою Россию, то, что ему бесконечно дорого, то, что стало родным, родимым: душистые леса, болота, поля России, ее неприметные цветы – родные его сердцу васильки…. Память уводит его к старой мельнице, он видит лодку, серебряную гладь воды. Дважды повторяются слова “родимых” кашек и “родные” васильки. Обо всем, о чем он вспоминает, пишет “мое”. Это усиливает эмоциональность стихотворения. Также необычно выражение “…так нежно снятся сердцу…”. Если вдуматься в эти слова, то понимаешь, что память сердца сильнее всех остальных чувств. (На доску прикрепляются слова …мои родные…Мои родные…) Наша группа пришла к мнению, что весь лексический строй стихотворения передает любовь поэта к России, он думает о ней, всегда вспоминает. Мы приготовили рисунки, которые отображают строчки этого стихотворения. (На доску прикрепляют рисунки.) Учитель: Какие вопросы будут группе? (Ученики задают вопросы.) 1. Скажите. Какая тема этого стихотворения? (Тоска по Родине.) 2. Каково ваше отношение к лирическому герою этого стихотворения? (Вызывает жалость. Поэт путешествует по Египту, но он ни на минуту не забывает о своей Родине. И в последней строфе он пишет: “Душа поет: “Вернись – Пора””. Поэт уверен, что он еще вернется в Россию, поэтому пишет “поет”.) Рецензент: Я считаю, что группе удалось справиться с заданием. Рисунки, которые приготовили, соответствуют стихотворению. Выступления были выразительны, работала группа активно. Учитель: Прошли годы. Волна эмиграции унесла Бальмонта за границу. И вот он вдали от своей Родины, не видел ее целых 15 лет! И нет надежды вернуться. Все мысли, мечты, сны – о России. Единственное, что заставляет жить, – воспоминания о России, непреодолимое желание снова оказаться там, хотя бы в мечтах. 3-я группа работала со стихотворением “Уйти туда”. (Чтение учеником стихотворения “Уйти туда”.) Ученик из 3-й группы: Стихотворение проникнуто чувством щемящей боли от разлуки с Родиной, все произведения – воспоминание о России. По настроению оно отличается от первых, оно совсем другое: чувствуется внутренняя боль, душевный надрыв. Стихи пишутся сердцем. Мы отмечаем необычность названия. Думаем, что поэт использует указательное наречие туда не случайно. Можно было бы назвать стихотворение “Уйти в Россию”, но слово Россия – понятие более конкретное. Поэт мечтает, поэтому и использует наречие туда, оно выполняет особую роль: для него это и родина, и молодость, и счастье… Содержание этого короткого слова туда раскрывается в строчках:
Мы подсчитали количество слов в стихотворении и количество имен существительных, и оказалось, что на 89 слов приходится 31 имя существительное. Думаем, что имена существительные в стихотворении Бальмонта определяют мир, о котором он мечтает, который живет в душе поэта. В стихотворении мир живой: “..бьются струи”, “…взошел подснежник…”, “…валежник пропел стихом”, – все это олицетворение, которое помогает поэту одушевить природу, показать вечность природы и единство души. “…валежник, муха…” – это не поэтические предметы, но это тоже частичка воспоминаний о России, о прошлом, а значит дорого поэту. Повторяющимися словами “первый”, “…первый поцелуй”, “…первый подснежник”, “…первый снег” усиливается эмоциональность стихотворения. Все, что было впервые, остается в памяти у человека навсегда, а все первое было в России. Поэтому поэт так пишет: “Уйти туда – хоть на мгновенье, хотя мечтой”. (Прикрепляются главные слова на доску “Уйти туда – хоть на мгновенье, хотя мечтой”) В последних строках он пишет:
Поэт начинает стихотворение с глагола “уйти” и заканчивает им же, который повторяется 3 раза как заклинание. Стихотворение как бы в кольце слов “уйти”. Последние строчки – это итог, вывод. Учитель: Какие вопросы будут к 3 группе? 1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Это стихотворение печальное, грустное, даже можно сказать безысходное. Если его сравнивать со стихотворением “Где б я ни странствовал”, то можно сказать, что тема одна – любовь к Родине. Но в нем нет безысходности, поэт был уверен, что вернется в Россию, а в стихотворении “Уйти туда” поэт уже точно знает, что уже никогда не увидит Родины. Поэтому пишет: “Уйти туда – хоть на мгновенье, хоть мечтой”, то есть оставалось ему только мечтать.) 2. В какой период жизни оно было написано? Учитель: Ребята, вы проанализировали стихотворения. Какие ассоциации у вас возникли после анализа этих стихотворений? Попробуйте нарисовать в символах. Обоснуйте свои рисунки (рисунки прикрепляют на доску). Учитель: Умер Бальмонт вдали от Родины во Франции, очень одиноким, бедным, в общем-то никому не нужным в чужой стране. А на Родине его помнят, любят и читают. Сегодня мы обратились к творчеству К. Бальмонта, к поэзии “серебряного века”, и я думаю, что равнодушных к его творчеству в вашем классе нет. Дома я хотела бы, чтобы вы попытались поразмышлять: какие чувства, мысли переданы в стихотворении “Лебедь”. Оно самое пронзительное по глубине чувств, это своеобразное подведение итогов жизни самим автором. Размышления перед смертью. Это необыкновенно музыкальное стихотворение, как все его стихи. Напишите небольшое сочинение-размышление “Мое прочтение стихотворения К. Бальмонта “Лебедь”. Спасибо за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |