Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе "Буквы -З- и -С- на конце приставок"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1932 Кравченко Валентина Николаевна Цели:
Оборудование:
1.Актуализация знаний учащихся о правописании приставок, которые являются одновариантными. 1.1.Индивидуальные задания на карточках учащимся, испытывающим затруднения в усвоении материала. 1.2.Прочитайте запись на доске. Можно ли её назвать текстом? Почему? Озаглавьте текст. Спишите текст, который напечатан в карточке №1, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте их.1 учащийся работает с текстом у доски. Наступила весна. Солнце согнало снег (с) полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывают свежие зелёные стебельки. На деревьях раскрываются почки и (вы)пускают молоденькие листочки. Выполните взаимопроверку, сравнив выполненное задание с работой на доске и послушав объяснение. 1.3.Назовите слова, в составе которых есть приставка. (Наступила, согнало, пожелтевшей, проглядывают, раскрываются, выпускают). Хочу обратить ваше внимание на про-. Её следует отличать от приставки пра-, которая указывает на древность чего-то или кого-то: прабабушка ,праязык. Обратите внимание на остальные слова с приставками. Какое из них лишнее? Почему? (Раскрываются, т.к. в этом слове рас-, которая не относится к группе приставок, пишущихся одинаково.) 1.4.Послушайте устный монологический ответ о правописании гласных и согласных в приставках. Дополните ответ своими примерами. Дайте рецензию. 2.Сообщение темы и целей урока. Самоцелеполагание учащихся. 3. «Открытие» нового знания. 3.1.Материал для наблюдения.
3.2.Проверьте себя по учебнику. Прочитайте правило на странице 166. Повторите его и проговорите друг другу. 3.3.Чтобы научиться применять правило, составим алгоритм.
Отличай от слов с с- ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) и слов, начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье, ни зги ( не видно ) и др. ) 4.Первичное закрепление. 4.1. Пользуясь алгоритмом, выполните упражнение 423. (У доски с проговариванием алгоритма.) 4.2. Решите лингвистическую задачу. Прочитайте слова с приставками на -з,- с. Почему они распределены в три группы? Какая из групп может вызвать у вас наибольшие затруднения?
1 группа: приставки в словах пишутся и произносятся одинаково. 2 группа: слова содержат удвоенные согласные, которые при произношении сливаются в долгий звук. Нужно правильно выделить значимые части слова, подобрав однокоренные слова, чтобы не ошибиться в написании. 3 группа: сочетания выделенных букв обозначают звуки, которые затрудняют написание слов. Нужно правильно подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень. 4.3. Словарная работа. Запишите в тетрадь слова: расчёт, расчётливый, рассчитать. - Что вы можете о них сказать? - Докажите это, выяснив лексическое значение слова расчёт (см. словарь С.И.Ожегова.)
- Разберите слова по составу. - Составьте с одним из слов словосочетание или предложение. Обратите внимание на слова, которые похожи по произношению, но отличаются по значению и написанию. Рассвет, расцвет. -Выделите в них корень и приставку. -Объясните значение слов. Рассвет-1.время перед восходом солнца, начало утра. Встать на рассвете. 2.перен. ранний период, начало чего-то. На рассвете жизни. Расцвет-1(см.расцвести) распустить бутоны, дать цветки. Розы расцвели. 2. высшая степень развития чего-нибудь, подъём. Расцвет культуры. -Подберите однокоренные слова к слову рассвет. Рассветный, свет, светать, рассветать. -Составьте с одним из них предложение. 4.4.Синтаксический разбор предложения. На рассвете насекомые и цветы сладко спят. 5. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Предлагаю вам выполнить задание по выбору: упражнение 424 или карточку №2. (1учащийся за доской выполняет упражнение 424). Самопроверка. Карточка №2. Вставьте пропущенные орфограммы. Графически обозначьте условия выбора букв з или с на конце приставок. Отцветает черёмуха. По крапиве ра. сыпались белые лепестки: (от)цвета..т черёмуха. Зато ра.цвела бузина и з.мл.ника. Некоторые бутоны ландышей тоже ра.крылись. Взошедший овёс з.лёными солдатиками ра.ставился по чёрному полю. Всё инт.ресно: каждая мелочь в жизни бе.численных растений ра.сказывает о движении всей жизни на земле.(М.Пришвин.) 6.Повторение. Рефлексивно-оценочный этап. Достигли ли вы поставленных перед собой целей? Что вам в этом помогло? Над чем бы вы хотели поработать на следующем уроке? Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение уровня обучаемости. 7. Домашнее задание. Параграф 82, упражнение 426 или 427 по выбору, словарные слова. Тест на определение уровня обучаемости по теме «Буквы з и с на конце приставок». 1.Продолжи ответ. Приставка оканчивается на з, если стоит перед с, если стоит перед …. согласным. …. согласным. 2.Вставь з или с. Подчеркни лишнее слово. 1.Ра.таять, в.ходить, 2.Во.гордиться, ра.бить, 1.Бе.вкусный, в.дыхать, 2.Ра.чётливый,бе.крайний, 3.Допиши подходящие по смыслу приставки на –з,-с. Обозначь условия выбора орфограммы. Образец: раздать, распустить. без-, бес-: … брежный раз-, рас-: … сказать вз-, вс-: … плеск из-, ис-: … бежать без-, бес-: … дарный раз-, рас-: … писание вз-, вс-: … дыхать из-, ис-: … дать 4.Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на –з, -с. Образец; крестьянин без земли- безземельный.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |