Преподавание литературы Великому поэту Осетии Коста Хетагурову посвящаетсяNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1797 Светлова Татьяна Валентиновна, учитель начальных классов Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова. Задачи:
Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:
Оборудование и оформление:
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. На партах у детей: книги с произведениями К.Л. Хетагурова. Ход урока I. Организационный момент. Класс разделен на 2 команды. Жюри – учителя (оценивают после каждого конкурса). II. Сообщение темы и целей урока. Звучат слова
(Приложение.) (Слайд 1) – Кто знает, чьи это слова? – Вы все знаете, что наш народ гордится своим великим поэтом Коста Левановичем Хетагуровым – основоположником осетинской литературы – и готовится к празднованию его юбилея. Вот и мы с вами сегодня отправимся по жизненным дорогам этого великого поэта, окунемся в мир его поэзии, рассмотрим редкие грани его таланта. III. Основная часть урока. 1. Учитель: Итак, вступительное слово каждой команды. Чтец 1:
Чтец 2: Действительно, сколько лет прошло, но имя Коста живет. И сегодня мы опять возвращаемся уж который раз к тому, что трогает нас до глубины души, что заставляет восхищаться поэтическим словом произведений Коста! Кто он Коста? И поэт – лирик, и художник, и драматург, и публицист, и редактор, и поэт-песенник, и прозаик, и сказочник, и баснописец! (Слайд 2) (Оценка жюри.) 2. Жизнь и творчество К.Л.Хетагурова. Чтец 3: Константин Леванович Хетагуров – выдающийся поэт и художник, великий сын осетинского народа. Он родился 153 года назад в Осетии, в селении Нар. Когда мальчику не было и двух месяцев, умерла мать. Добрая соседка взяла дитя к себе, стала ему второй матерью. Их каменная хижина – сакля стояла на крутом берегу горной речки, кругом возвышались черные скалы, по склонам гор рос дремучий лес. Тучи опускались прямо на плоские крыши аула. Зимой ущелья заносило снегом, и ни пройти, ни проехать было по дорогам. Вечерами у дымного очага мать рассказывала детям сказки о добрых богатырях-нартах. И зима уже не казалась такой бесконечной, вся семья с надеждой ждала весну... (Слайд 3) Чтец 4: Добрым мальчиком рос Коста, охотно помогал в домашних делах. С наступлением весны ходил в школу. Он любил учиться, хорошо рисовал. Часто, когда не было бумагц, рисовал углем на доске. Смолоду Коста начал сочинять стихи о суровых и прекрасных горах, о трудной жизни соседей – бедняков, об их бедах и надеждах. Горцы запоминали их, пересказывали, пели как песни. До сих пор самая высокая похвала на родине поэта – “сказал, как Коста”. Коста Хетагуров очень рано понял, что человек не может быть счастлив, если его угнетают князья и помещики – алдары, притесняют чиновники царя. На всю жизнь он остался защитником бедных и угнетенных, хотя царские власти преследовали его, не раз высылали из родной Осетии. Коста Хетагуров написал замечательную книгу стихов, которую назвал “Осетинская лира”. С этой книги началась художественная литература осетинского народа. Когда осетинская мама баюкает малыша, она напевает ему: “А-ло-лай!” Так называется и одно из стихотворений в этом сборнике. С ранних лет, с колыбельных напевов на родине Хетагурова дети знают его стихи. Познакомься с ними и ты. (Слайд 4) (Оценка жюри.) 3. Конкурс на лучшее выразительное чтение наизусть стихотворений К.Хетагурова. (Слайд 5–11) (На выбор.) (Оценка жюри.)
4. Путешествие по картинной галерее К.Хетагурова-художника. – Определить название картин. (Слайд 12, 13) (Рассказы детей о том, почему Коста называют “Леонардо да Винчи осетинского народа”, о героях его картин) (Оценка жюри) 5. Переведи афоризмы Коста! (Слайд 14) (Слайд 4) Будь таким. (Оценка жюри.) 6. Подведение итогов Конкурса рисунков-иллюстраций к произведениям поэта. 7. Инсценирование. 1-я команда: “Мать сирот”. (Слайд 9) 2-я команда: Басня “Барсук и лиса”. (Оценка жюри.) 8. Заочное путешествие в музей К.Хетагурова.
Дети принесли предметы старины, которыми мог пользоваться Коста. Книжки-самоделки. Поделки: старинные башни. Рисунки. (Слайды 15–19) (Оценка жюри.) 9. Конкурс “Любимое блюдо Коста”. 1-я команда: осетинские пироги. 2-я команда: дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. 10. Подведение итогов. Приложение 2. Цитаты о Коста Хедагурове. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |