Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "НЕ с именами существительными"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 990 Соколова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока: образовательные: отрабатывать навыки правописания не с именами существительными; развивающие: формировать умение пользоваться этимологическим словарем; продолжить работу по развитию культуры речи школьников; воспитательные: воспитывать интерес к традициям УНТ и культурным традициям русского народа. Оборудование: Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, карточки с заданиями, бланки для занесения ответов, этимологические словари, мультимедийный проектор, компьютер. Методы: практический; творческой деятельности; метод контроля. Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сейчас я прочту стихотворение (стихотворение записано доске), а вы ответьте на вопрос: как это стихотворение связано с темой нашего предыдущего урока?
Ученик: На предыдущем уроке мы познакомились с правописанием не с именами существительными. Учитель: Какие слова из этого стихотворения помогли вам ответить на вопрос? Ученик: Непоседа, недотрога. Учитель: Объясните причину слитного написания не в этих словах. Ученик: Эти слова пишутся с не слитно, потому что без не не употребляются. Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним другие случаи написания не с именами существительными. Ученики: Не с существительными пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. Неправда (ложь), необразованность (отсутствие образованности). Не с существительными пишется раздельно, если является словом отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а. Не правда, а ложь. Не друг, а враг. Учитель: Проверим домашнее задание. Надо было к предложенным словам с не подобрать синонимы и составить с каждым существительным с не по два предложения: в одном не пишется слитно, в другом – раздельно. (Для домашнего задания были предложены слова: невнимательность, неточность, непогода). Учитель: Теперь поработаем над упражнением 242. Два ученика – у доски (один выписывает пословицы, где не с именами существительными пишется слитно, а другой выписывает пословицы, где не с именами существительными пишется раздельно), остальные – по вариантам в тетрадях. 1. Не работа сушит, а забота. 2. Не место красит человека, а человек место. 3. Друзья в несчастье познаются. 4. В осеннее ненастье семь погод на дворе. 5. Не печь кормит, а руки. Далее – взаимопроверка по вариантам. Учитель: А сейчас посмотрите на доску, где записаны два слова – “невежа” и “невежда”. Обратимся к этимологическому словарю за разъяснением их значений (на каждом столе – этимологический словарь). Ученики ищут толкование этих слов по словарю. Невежа. Образовано в древнерусском языке посредством добавления приставки не к слову вежа – “знаток”. Буквально – “грубый, невоспитанный человек”. Невежда. Это слово, имеющее значение “малосведущий человек”, было заимствовано из старославянского, где образовано, как и слово невежа. Учитель: А теперь прослушайте стихотворение С.Я.Маршака и ответьте на вопрос: о каком из этих слов идет речь?
Учитель: Кто же этот ребенок – невежа или невежда? Ученик: Этот ребенок – невежа. Учитель: И.А.Крылов – мастер крылатых выражений, о невежах в одной из своих басен говорил: “Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк”. А теперь вы, ребята, попробуйте сочинить пословицы, в которых бы встречались слова на изучаемое правило. Ученики: Работа не наслаждение, а труд. Несчастье слезы выпускает. Недруг учит быть мудрее. Учитель: Сейчас запишем предложение и выполним его синтаксический и пунктуационный разборы. ( Один – у доски, остальные в тетрадях). Невнимание на уроке – причина многих бед. Далее каждому ученику раздаются карточки с пословицами, где нужно раскрыть скобки, выбирая правильное написание не с существительными, и выполнить задание по схеме ЕГЭ на материале шестого класса (заранее подготовлены для каждого ученика мини-бланки, куда ребята вносят верные ответы). Проверка первой части осуществляется с помощью проектора, который проецирует на доску верное написание слов в пословицах, вторая часть задания проверяется учителем. 1.Конь (не)пахарь, (не)кузнец, (не)плотник, а первый на селе работник. (Не)место красит человека, а человек – место. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. Один в поле (не)воин. 2. Задание ЕГЭ. 1) В каком словосочетании не пишется раздельно?
2) В каком предложении не пишется слитно?
3)В каком предложении не пишется раздельно?
Резервный материал. Цифровой диктант. Диктуются слова или предложения, а учащиеся записывают только цифры. Если не пишется с существительным слитно - цифра 1, если раздельно – цифра 2. Небылица; не друг, а враг; невольник, невежда, не котел варит, а стряпуха, неточность, невидимка, несерьезность, не здоровье, а болезнь. ( 1 2 1 1 2 1 1 1 2) Домашнее задание: составить текст на школьную тему, в котором встречались бы слова на изученное правило (два слова, где не пишется слитно, и два – где не пишется раздельно). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |