Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема: "Парные звонкие и глухие согласные б-п. Письмо заглавной буквы П"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема: "Парные звонкие и глухие согласные б-п. Письмо заглавной буквы П"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2931

Гребенникова Ольга Александровна, учитель начальных классов

Цель: познакомить учащихся с парными по звонкости-глухости согласными звуками [б] – [п], [б'] – [п']; освоение алгоритма написания заглавной буквыП, способов соединения ее с другими буквами на письме.

Оборудование: «Букварь» (автор Т.М.Андрианова), «Прописи» ч.2 (автор В.А.Илюхина), карточки на магнитах с буквами, со словами, конверт с письмом.

Планируемые результаты

  • Предметные:
    • наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах; cопоставлять парные звуки по твердости–мягкости [б] — [б'] и [п] — [п'] и парные звуки по звонкости–глухости [б] — [п], [б'] — [п'];
    • коллективно составлять алгоритм написания буквы П;
    • определять в слове графические ошибки, сравнивать с образцом.
  • Познавательные:
    • использовать на доступном уровне логические приемы мышления на языковом материале;
    • наблюдать за образцом, выполнять задания по образцу;
    • делать выводы.
  • Регулятивные:
    • контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами;
    • сравнивать свою работу с образцом;
    • проверять выполнение задания товарищем, корректно сообщать об ошибках.
  • Коммуникативные:
    • участвовать в совместном обсуждении задания;
    • выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью.
  • Личностные:
    • принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
    • понимание необходимости аккуратного отношения к своей работе;
    • ответственное отношение к выполнению задания, к проверке работы товарища;
    • понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация детей на работу
Ребята, сегодня урок будет особенным. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Давайте проверим, как вы сидите:

Руки! На месте.
Ноги! На месте.
Локти! У края.
Спинка! Прямая!

– Молодцы, все готовы к работе.

Дети садятся правильно за парты.
2. Графическая разминка. Сообщение темы урока
Проведем графическую разминку. Сначала разомнем наши пальчики.

Вот все пальчики мои.
Их как хочешь поверни:
И вот так, и вот так,
Не обидятся никак.
Постучали, повертелись
И работать захотели.

Возьмите синюю ручку, найдите учительскую строку. Запишем буквы, алгоритм написания которых я продиктую. Кто хочет пойти к доске?

1. Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, наклонная, поднимаемся по наклонной до верхней трети рабочей строки, бугорок, наклонная, качалочка, крючковая линия до середины рабочей строки.

2. Ставлю ручку на верхнюю треть рабочей строки, крышечка, наклонная, широкая качалочка, удлиненная наклонная вверх, хвостик.

3. Ставлю ручку на верхнюю треть дополнительной строки, наклонная, петля, перехлест на верхней линии рабочей строки, бугорок, наклонная, клюшка, горизонтальная клюшка в середине дополнительной строки.

Давайте проверим, какие буквы написали. Кто не допустил ошибок? Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этими буквами и звуками, которые они обозначают. А какой буквы не хватает на этой строчке? Сегодня мы научимся ее писать.

Показывают пальцы.
Вращение кистями.
Повороты руки в «замок».

Постукивание пальцами друг о друга. Вращение кистями.
Встряхнуть кистями.

Пишут на учительской строке. Один ученик на доске.

Строчная буква п

Строчная буква б

Заглавная буква Б

Проверяют, исправляют ошибки.

Заглавной буквы П.

3. Письмо заглавной буквы П
– Давайте вспомним, какие звуки обозначают буква «бэ» и буква «п»?

– Ребята, сегодня утром я нашла в почтовом ящике письмо. Давайте его прочитаем.

– Как вы думаете, кто мог написать это письмо? Давайте поможем незнакомцу.

– Молодцы, ребята. Давайте восстановим слово и узнаем, как зовут собачку.
– В каком произведении мы встречались с этой собачкой?
– Кто автор этой повести-сказки?
– Как звали хозяина Бульки? Почему?
– Давайте проверим, правильно мы вспомнили имена героев сказки? Прочитаем предложение в учебнике.

Что общего у слов Пулька, Булька?
– Почему слова написаны с заглавной буквы?
– Какими буквами отличаются эти слова?

– Попробуем составить алгоритм написания буквы П.
– Запишем букву на верхней строке.
(Первую букву диктует учитель, дальше дети.)

– Запишем заглавную букву П в соединении с другими буквами.

Буква «бэ» обозначает согласные звонкие звуки твердый [б] и мягкий [б'].
Буква «пэ» обозначает согласные глухие звуки твердый [п] и мягкий [п'].

Дорогие ребята! Помогите! Мой дом засыпало снегом. Прочитайте скорее слова на снежках.

(Читают слова: пар, бар, бой, пой, бочка, почка, папочка, бабочка)

Восстанавливают слово


«Незнайка в Солнечном городе»
Николай Носов
Пулька. Он был охотником.

Охотник Пулька и собака Булька.

В них по 6 букв, 5 букв одинаковые, слова пишутся с заглавной буквы.
Это имя и кличка животного.
Слова отличаются буквами «бэ», «пэ».

Ставлю ручку на верхнюю треть дополнительной строки, наклонная, клюшка. Отрываю ручку, ставлю на верхнюю треть дополнительной строки. Наклонная, качалочкка, крючковая линия до середины рабочей строки. Перевернутая клюшка в средней трети дополнительной строки.
(Анализируют и записывают в прописи и на доске: Па, Пу, Пл)

4. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки тихо закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Встают из-за парт и выполняют движения вместе с учителем.
5. Наблюдение за парными согласными [б] – [п] , [б'] – [п'] в сильной и слабой позиции
– Посмотрите еще раз на снежки. На какие две группы можно разделить эти слова? Составим пары.
– Запишите слова бой – пой в парах. Один запишет слово с буквой «бэ», а сосед – с буквой «пэ».
– Какими звуками отличаются эти слова? Обозначьте их цветными карандашами.

– Прочитаем второй столбик слов в учебнике. Какими буквами отличаются эти слова?
– Прочитайте пару слов в прописи.
– Когда говорят бил – пил, а когда били – пили?
– Запишите слова в парах. Какими звуками отличаются эти слова? Обозначьте их цветными карандашами.
– Совпадают ли в этих словах написание и произношение?
– Какие буквы стоят после согласных?
– Это сильная позиция для согласных.
– Прочитаем слова последнего столбика так, как они написаны. Объясните значение этих слов.
– Что интересного в написании второго слова?
– А теперь произнесем эти слова.
– Что заметили?

Конец слова – слабая позиция для согласных, поэтому звонкий звук оглушается, заменяется глухим. Такие звуки называются парными по глухости – звонкости.
– Какую букву в этих словах мы еще не учились писать?
– Рассмотрите образец в прописи. Кто попробует составить алгоритм написания этой буквы?
– Запишите пару гриб – грипп, подчеркните зелеными чернилами буквы «бэ», «пэ». Будьте внимательны.
– Поменяйтесь прописями. Проверьте работу своего соседа.
– Прочитаем слова на доске. В каких словах согласные стоят в сильной позиции? В слабой позиции? Почему вы так думаете? Как пишутся парные согласные в слабой и сильной позиции?

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какие буквы живут в доме?
– Почему они живут на одном этаже, но в разных квартирах?

Что видим на рисунке слева?
Какие звуки здесь гуляют?
Что видим на рисунке справа?
Какие звуки гуляют в темном лесу?

пар – бар, бой – пой, бочка – почка, папочка – бабочка

(Записывают слова.)
Слова отличаются звуками [б] – [п].
(Обозначают звуки.)

Бил, пил.
Слова отличаются буквами «бэ», «пэ».
Били – пили
Если действие выполняет один человек, говорят бил или пил. Если действие выполняют несколько человек, говорят били или пили.

Слова отличаются звуками [б'] – [п'].
(Крепят таблички на доске.)

Совпадают.
После согласных стоят гласные.

гриб – грипп
Гриб растет в лесу. Грипп – заболевание. (Прикрепляют рисунки: гриб, микробы)
Во втором слове две буквы«пэ»
[грип] – [ грип]
Слова звучат одинаково. Буква «бэ» обозначает звук [п] .

Ставлю ручку на верхнюю треть рабочей строки, бугорок, наклонная, качалочка, крючковая линия до середины рабочей строки.
(Записывают слова.)
(Обмениваются тетрадями, проверяют работы.)
бобы – боб
лбы – лоб

Одинаково.

В доме живут буквы «бэ» и «пэ».
Потому что они обозначают парные звуки, но звуки б , б' – звонкие, а звуки п , п' – глухие

Колокольчики, бабочек.
Звонкие.
Деревья. Лес.
Глухие.

6. Итог урока. Рефлексия
– О каких парных согласных звуках говорили на уроке?
– Почему их называют парными по глухости – звонкости?

– Какая позиция для парных согласных сильная? Слабая?

– Какую букву научились писать?
– Прочитайте пословицу на с. 49 в прописи.
– Объясните смысл пословицы.
– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Думаю, каждый поймал свою рыбку – новые знания.

[б] – [п] , [б'] – [п']
Потому что в слабой позиции вместо звонкого звука мы слышим глухой.

Сильная позиция, если после согласного стоит гласный.
Слабая позиция, если согласный находится на конце слова.
Заглавную букву П.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21