Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 8 классе по теме: "Виды простых предложений. Тире между подлежащим и сказуемым"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 8 классе по теме: "Виды простых предложений. Тире между подлежащим и сказуемым"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1327

Казанцева Ольга Георгиевна

Цели:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: “Виды простых предложений. Тире между подлежащим и сказуемым”;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, используя более сложный дидактический материал, посвященный одной теме (СЧАСТЬЕ. В ЧЁМ ОНО!?);
  • дать учащимся возможность философско-этического осмысления проблемы СЧАСТЬЯ на основе уже имеющихся у них знаний и представлений;
  • развивать умения школьников писать мини-сочинения на доступном им философско-этическом материале.

Учащиеся должны:

  • знать:
    • признаки предложения и его виды (по наличию главных членов, цели высказывания, интонации);
    • условия выбора постановки тире между подлежащим и сказуемым;
    • основные требования к мини-сочинению.
  • уметь:
    • определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
    • определять виды односоставных предложений и употреблять их в тексте;
    • применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым;
    • создавать мини-сочинения на заданную тему, используя дидактический материал урока.

Оборудование:

  • записи учителя на доске (см. ход урока);
  • карточки с записями текстов, карточки-информаторы;
  • распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся;
  • таблицы, схемы.

ХОД УРОКА.

1. Сообщение темы и постановка целей урока с использованием эпиграфа, записанного на доске.

Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам!

М. Ю. Лермонтов

2. Словарная работа.

На доске записано слово счастье, учащимся предлагается объяснить его значение.

Учитель, опираясь на словарь С. И. Ожегова, обобщает:

Счастье

1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения;
2. успех, удача.

Задание классу:

1. Подберите синонимы к слову (успех, удача, удовлетворение).

2. Подберите антонимы к слову (мука, скорбь, горе, печаль).

3. Подберите однокоренные слова (счастливый, счастливчик, счастливица, счастливо и т.д.)

4. Включите слово счастье в словосочетание (счастливый случай, полный счастья, надеяться на счастье, несчастный исход, половина счастья и т.д.).

5. Составьте предложение с последним словосочетанием (устно).

6. У туркменского народа есть пословица, запишите её, объясните постановку знаков препинания, докажите, что это – предложение.

Доброе намерение – половина счастья.

– Это предложение, так как имеет признаки:

  1. Является высказыванием о предмете речи (намерение).
  2. Является единицей общения.
  3. Имеет грамматическую основу (намерение-половина счастья).
  4. Имеет интонацию конца.

Учитель. Вспомним теоретические сведения, которые будут необходимы для работы на уроке.

3. Сообщения учащихся.

1. Сообщение учащегося с включением в него, следующего материала:

1. Признаки предложения.
2. Цели высказывания (сообщение, вопрос или побуждение).
3. Эмоциональная окраска.

Сообщение сопровождается разбором и записью примеров на доске и в тетрадях, составлением схем предложений.
Целью высказывания является сообщение, вопрос или побуждение. В соответствии с этим предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

  • Повествовательное. Счастье без ума, что дырявая сума: где найдешь, там и потеряешь. (Рус. послов.)
  • Вопросительное. Счастливы ли вы? Да, конечно, счастье необходимо, но какое?
  • Побудительное. Будьте счастливы!

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

  • Восклицательное. Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым! (В. Гюго)
  • Невосклицательное. Где, правда, там и счастье. (Рус. посл.).

2. Сообщение учащегося, суть которого состоит в актуализации следующего материала.
Вид предложения по структуре определяется грамматической основой. По числу грамматических основ предложение делятся на простые и сложные.

  • Счастье всегда на стороне отважных. (Рус. посл.)
  • Счастье приходит в дом, где слышен смех. (Японская посл.)

Грамматическая основа может состоять из двух главных членов (подлежащее + сказуемое) или из одного (подлежащее или сказуемое).

Далее обобщается материал об односоставных и двусоставных предложениях.

4. Работа с классом.

Задание: определить на слух (вид по цели высказывания, интонации, наличию главных членов).

  • Смелость – половина счастья. (Башкирская посл.)
  • У дурака и счастье глупое. (Китайская посл.)
  • О, счастье! Счастью не верь, а беды не пугайся. (Рус. посл.)

– Кто знает границы счастья?!

Задание: записать в тетради.

Карточка-информатор (на парте у каждого учащегося).

Форма записи в тетради:

1. Порядковый номер предложения.
2. Цель высказывания.
3. Эмоциональная окраска.
4. Вид по наличию главных членов.

3. Сообщение учащегося о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым с использованием схемы на доске и карточки-информатора (на парте у каждого учащегося).

5. Задание классу.

Человек-кузнец своего счастья (Рус. посл.).

1. Записать предложение и указать его вид по цели высказывания.
2. Подчеркнуть грамматическую основу.
3. Определить вид предложения по наличию главных членов предложения.
4. Графически обосновать постановку знаков препинания и составить схему.
5. Ответить на вопросы:

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Считаете ли её справедливой?

– Как вы думаете, кого мы можем назвать счастливым человеком?

Учитель предлагает учащимся прослушать отрывок, определить, из какого он произведения, к каким размышлениям о СЧАСТЬЕ приводит.

Тогда Циммер взмахнул смычком – и та же мелодия грянула по нервам толпы, но на этот раз полным, торжествующим хором.
От волнения, движения облаков и волн, блеска воды и дали, девушка почти не могла уже различить, что движется: она, корабль или лодка-все двигалось, кружилось и опадало.
Но весло резко плеснуло в близи неё: она подняла голову. Грей нагнулся, её руки ухватились за его пояс. Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала:
– Совершенно такой.
– И ты тоже, дитя мое! - вынимая из воды мокрую драгоценность, сказал Грей. - Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня?
Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котенком.
Будьте счастливы капитан. И пусть счастлива будет та, которую “лучшим грузом” я назову, лучшим призом “Секрета”. Он (Циммер) сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…

Запись предложения в тетради (дать его полную характеристику, указать используемый в нём литературный приём).

  • Счастье сидело в ней пушистым котёнком. (А.Грин “Алые паруса”).

6. Работа с текстом.

Молодая мать. Она склонилась над колыбелью. Тихо. Сердце ее преисполнено радостью. Крохотный человек, которому она дала жизнь, - это ее счастье.
А в другой семье тоже счастье. Приобрели новую квартиру, как долго к этому стремились!
В третьей семье дети учатся в вузе. Они станут грамотными людьми, поэтому за их благополучие можно не беспокоиться. И поседевшие от старости отец и мать, прожившие вместе не один год, счастливы по-настоящему. Пусть их счастье не столь бросается в глаза, но это счастье земное, зримое, необычайно емкое, радостное, настоящее.
Мечта о счастье – извечная мечта человечества!

Задание классу:

1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
2. Озаглавьте текст и расставьте в нём недостающие знаки препинания.
3. Выпишите назывное, безличное и определённо-личное предложения.
4. Составьте схему последнего предложения, объясните знаки препинания.

Учитель. Как люди понимают счастье? Что это такое? Оно доступно всем, или счастье – удел немногих? В чем оно заключается?

– “в самом себе”;
– в мгновении слияния с миром, растворении в природе, любви;
– в творчестве;
– в вечности.

Это проблема вечная, и люди по-разному понимают счастье.
Сравните свое понимание счастья с теми высказываниями, пословицами, отрывками из текстов, которые вы сегодня записали. Может быть, вам захотелось что-то изменить, дополнить, изложить свою точку зрения. А я назову только некоторые:

1. Счастье – когда тебя понимают.
2. Счастье – когда у тебя есть верные друзья.
3. Достичь того, о чём мечтаешь, - это тоже счастье.

Задание классу: попробуйте создать свой текст-размышление (сочинение-миниатюру), в котором отразите собственную точку зрения на понимание проблемы СЧАСТЬЯ. При этом используйте различные виды предложений (по цели высказывания, интонации, наличию главных членов предложения), предложения с постановкой тире между подлежащим и сказуемым

7. Итог урока (чтение сочинений-миниатюр).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21