Преподавание русского языка Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1013 Быкова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: выставка книг, таблицы, стенд “Вечная слава героям!”, портрет Савельева Ф.П., плакат с предложениями, ТСО - компьютер. Оформление доски:
Ход урока Устная синтаксическая пятиминутка (назвать грамматические основы предложений) Наш земляк – Герой Советского Союза Федор Петрович Савельев. Савельев родился в селе Слобода Петропавловская Чистопольского района (ныне Новошешминского). Учитель: Ребята, обратите внимание на стенд “Вечная слава героям”! Наше село богато ветеранами, среди них есть Герой Советского Союза Савельев Федор Петрович. Капитан, командир батареи, русский, член КПСС, родился в 1917 году в слободе Петропавловской Новошешминского района ТАССР. Учился в неполной средней школе. В 1935 году окончил Чистопольский Рабфак и в этом же году поступил в Казанский Государственный университет имени В.И. Ленина. В 1940 году окончил его и работал в г. Казани. На фронте находился с 1941 года. Звание героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года. После окончания войны окончил Московскую военную академию. Умер в 1973 году. Проверка домашнего задания: Проверка “таланта на прочность” (учащиеся дома сочиняли стихотворения). Ваши работы оценит жюри, в подарок получите книгу от библиотекаря. Входит ученик Шпаде Сергей: “Извините, я задержался в библиотеке на совещании. Дело в том, что ученики 6 класса редко посещают библиотеку. А сейчас такое вам задание”: Работа в тетрадях. Игра “Составь предложение”. Из предложения: Число два. – Берем существительное. Как называют любителя книг? (книголюб) Из предложения: Мы ходим в библиотеку постоянно. – берем наречие. Из предложения: В библиотеке растет красивый цветок. – берем сказуемое. Вопрос – Что получилось? (Число книголюбов постоянно растет) Учитель: - Я рада, что вы справились с этим заданием. Это говорит о том, что вы частые гости библиотеки. Не зря гласит пословица “Испокон века книга растит человека”. (Чтение эпиграфа к уроку) Работа у доски. Синтаксический разбор этого предложения у доски. Учитель: Сегодня к нам в гости пришел “дядюшка” компьютер. Работа с компьютерной программой “Фраза” (первая группа) (неожиданный стук в окно. За окном появляется Дед Мороз и вручает письмо с тестами.) Тестирование. 1) Найдите среди данных слов заимствованные.
2) Укажите существительные, у которых в окончании пишется – и
3) Найдите существительное с суффиксом – щик
4) Укажите слово, в корне которого пишется о.
5) Найдите разносклоняемое существительное.
Работы оценивают жюри. Новый материал. 1. Читаем предложения, записанные на доске. А) Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе во двор. Б) Пришли они в город. Привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. Учитель: - Откуда эти строки? Почему слова выделены? 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Работа в тетради. Число, классная работа. Тема: гласные в приставках пре- и при-. Выписать выделенные слова: привел, пришли, привели. Учитель: - В приставках в безударном положении гласные произносятся одинаково. Среди этих приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове. Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставка при-? Верно, приближение. 4. Добавьте слова, обозначающие приближения: Человека, самолета, лодки; К станции поезда, к поверхности Земли; Зайца, черепахи. Учитель: Запишем эти слова у доски и в тетради в столбик, выделим в них приставки. 5. А сейчас Сергеев Д. сделает вывод о значении приставки при- (приближение к чему-либо).
Учитель: - Выпишите слова с приставкой при- из этого четверостишия. Какое значение? Физминутка.
Работа с учебником § 32 стр. 65. Учитель: - Ребята, прежде чем открыть книгу, подумайте, как вы часто относитесь к ней? Всегда ли она у вас содержится в порядке? Берегите книгу – это ключ к знаниям! - Рассмотрите таблицу, от каких условий зависит выбор буквы е или и в данных приставках? - Какие значения приставки при- ? - Наша цель сегодня научиться определять лексическое значение приставки при- со значением “приближения”. Словарно-орфографическая работа. Учитель: - Сейчас Соловьева Оля прочитает нам стихотворение о приставке пре-
Слуховой диктант (выписать слова с приставкой пре-) Объяснить лексическое значение прекрасная, премудрая, предобрая, прегордая. Работа со словарем. Запись слов в словарь, в раздел “Говори правильно”.
Прийти Учитель: - Составить с данными словами предложения. Домашнее задание. § 32 , таблица на стр. 65
Учитель: - Ну, а сейчас самый важный этап урока (слово жюри – подведение итогов) - Благодарим за работу жюри. Комментированное выставление оценок. (дети сами ставят оценку себе и своему соседу по парте) Итог урока - Свои знания мы пополняем ежеурочно, ежедневно, ежегодно, не зря гласит пословица “Век живи – век учись” (обращение к записи на доске). - Как вы думаете, удался ли наш урок сегодня? - О чем мы сегодня говорили на уроке? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |