Преподавание литературы Лирический герой раннего творчества В.В. Маяковского: кто он?Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1273 Хорькова Л. Ю., учитель русского языка и литературы Тип урока: урок изучения нового материала Технологии, используемые на уроке:
Цель – познакомить учащихся со своеобразием лирического героя раннего творчества В.В. Маяковского. Задачи: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование, раздаточный материал: тексты, презентация к уроку по биографии В. Маяковского. Ход урока:1. Оргмомент.2. Вызов.2.1. Постановка проблемы Слово учителя. – На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение творчества одного из самых противоречивых поэтов – В. В. Маяковского. Завершило «свой нервный бег ХХ столетие. Россию истерзали опустошительные революции и войны, отшумели … словесные базары вокруг имени и творчества поэта. Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались, его боготворили и славословили, о нем злословили и над ним надругались, его любили и ненавидели. … Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришел в мир для жизни, для борьбы, даже физически он как будто был создан для этого, он перенасыщен энергией действия. … Такого не знала русская поэзия,» - писал Алексей Михайлов в статье «Жизнь Маяковского». Мне хотелось бы, чтобы Маяковский был для вас живым, реальным, думающим человеком, а не книжным персонажем. Тем более что бунтарский дух поэта очень близок мировосприятию подростка. 3. Осмысление.3.1. Тема урока записана на доске – «Лирический герой раннего творчества В.В. Маяковского: кто он?» Давайте внимательно посмотрим на формулировку темы. Для анализа темы, предлагаю логически следовать за ее формулировкой. - А что вы знаете о творчестве и жизни В.В. Маяковского? Как вы относитесь к его творчеству? - Давайте определимся с временными рамками раннего периода творчества поэта и вспомним важные события. (Работа по Презентации к уроку) - Нам предстоит говорить о лирическом герое. Кто же такой лирический герой стихотворения? (работа с глоссарием и таблицей) - Кто же такой лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?» Давайте послушаем, как его читал автор. (высвечивается стихотворение, звучат слова) 3.2.Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)
-Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского? 3.3. Работа с таблицей. Но мы не можем судить о своеобразии лирического героя только по одному произведению. Давайте обратимся к другим произведениям этого же периода. Анализируя эти стихотворения, мы будем составлять портрет лирического героя. Итак, перед вами таблица, которую необходимо заполнить цитатами. Мы ее заполняем, пока читаем. Портрет лирического героя раннего творчества В.В. Маяковского
- Скажите, что общего в самооценке героя во всех стихотворениях? Как проявляются индивидуальные черты? Как он смотрит на окружающий мир? - Как окружающие воспринимают лирического героя? Меняется ли их восприятие от стихотворения к стихотворению? - На чем основан конфликт между лирическим героем и обывателями? - В чем особенность заглавий этих стихотворений? - Какие черты своеобразия были выявлены в ходе составления портрета лирического героя? Можем мы дополнить наши записи? 3.4. Краткий анализ стихотворения «Послушайте!» - Маяковского читать достаточно сложно, но интересно давайте послушаем стихотворение в исполнении О. Басилашвили. - Какое впечатление на вас произвело данное произведение? Каким лирический герой предстает перед читателями? - Что волнует автора? 4. РефлексияМини-сочинение и его презентация - На сегодняшнем уроке мы только начали знакомиться с творчеством В.В. Маяковского. Тем не менее у вас уже сложилось собственное мнение о его творчестве. В своей работе за две минуты выразите свое отношение к лирическому герою раннего творчества В.В. Маяковского. - Кто готов, поделитесь своими впечатлениями. - Я так же, как и В.В. надеюсь, что звезды нам будут нужны всегда. Пусть и в вашей жизни состоится встреча с удивительным, ни на кого не похожим поэтом – Маяковским. 5. Домашнее задание:проанализировать стихотворения (на выбор) по предложенным вопросам. Вопросы к стихотворению «Нате!» Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его, ответив на следующие вопросы:
Вопросы к стихотворению «Скрипка и немножко нервно» Подготовьте выразительное чтение стихотворения, в котором, по словам З. Паперного, «очеловечены музыкальные инструменты, вернее, не инструменты очеловечены, а люди, одеревенев, стали инструментами, утратив все живое, эмоциональное»; проанализируйте его, ответив на следующие вопросы:
Вопросы к стихотворению «Ничего не понимают» Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его, ответив на следующие вопросы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |