Преподавание русского языка Модульный урок русского языка по теме "Правописание гласных в корне с чередованием". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 9079 Шарагина Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы УЭ—О. Содержание и задачи урока модуля Программа для учащихся После повторения и изучения темы вы будете знать:
В результате усвоения темы вы будете уметь:
УЭ-1. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием лож-лаг, рос-раст-ращ, кас-кос-,скак-скоч- Цели: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; познакомить с правилом выбора букв в корне - кос- - кас-, -скак- - скоч- (15-18 мин. Индивидуальная работа, выполняется в тетради) Задание. Рассмотрите таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях? Сделайте вывод о чередовании других корней в этой таблице. (помощник – учебник стр. 60) Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы.
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Распол..гать свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения, школьный возр..ст; густые зар..сли. Ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места; заносчивый выск..чка. К…саться вопроса, легкое прик..сновение , к…сательная линия, к..снулись меня, прик…саться воды, к..сание мяча. Алгоритм работы
УЭ-2 Закрепление навыка правописания безударных гласных в корнях слов с чередованием. Цели:
(5-7 мин. Индивидуальная работа .) Задание №1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.. К…саться, к…снуться, неук…снительно, прик..сновение, прик…саться, прик..сание, неприк…сновенность, прик…снуться, соприк…саться, соприк..сновение. Алгоритм работы.
Проверьте свою работу по ключу № 2 и оцените её. (3 мин. Общеклассная работа) Задание № 2. Какое общее лексическое значение всех слов с корнем –кос-кас? В задании к упражнению 138 учебника (автор М.Т.Баранов) приведены все значения, которые даются в “Толковом словаре русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Первое значение – прямое, а второе и третье – какое? Вывод: слова с корнем -кос-кас- многозначные (3-5 мин. Устная работа в парах. Коллективная проверка .) Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее”.
Алгоритм работы:
(5-7 мин. Творческая работа) Задание №4 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите. Какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения. К…саться , к..сание, к…сательная, к..сательно. Проверьте свою работу по ключу № 3 УЭ -3. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием гор-гар, зор-зар, клан-клон, -твор- твар- (10-15 мин. Работа в парах. Взаимопроверка) Задание А. Проведите наблюдение за имеющимися данными в таблице. Объясните, почему в корнях пишется а или о. Постарайтесь восстановить таблицу. (Если самим не удается, воспользуйтесь справочной литературой). Правописание гласных в корне в зависимости от ударения (8-10 мин. Работа в парах. Взаимопроверка.) Б. Спишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы (см. образец в учебнике стр.61.) Дог..рать ,дог..реть, заг..рать, заг..реться, наг..р, наг..рать, обг..рать, уг..рать, ог..рок, перег..рать, пог..реть, заг..р, подг…релый, приг..рать, уг..р, сг..рать, сг..реть, уг..реть, разг…рается. Алгоритм работы.
Проверьте свою работу по ключу № 4 (5-7 мин. Индивидуальная работа.) В. Запишите слова гора, загорать, горе и выделите с в них корень. - Однокоренные ли эти слова? Почему? - Как называются такие слова? - Распределите по трем колонкам слова загораться, угоревший загар, горец, загорелый, горы -гор- - гор- -гар- - Как вы думаете, почему в колонках дважды написан корень –гор-? (3-5 мин. Устная работа в парах. Коллективная проверка) Г. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее” 1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить. 2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть. 3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый. 4. Угар, разгар, г..рчица, загар. Алгоритм работы:
(8 мин. Индивидуальная работа) Выполните задания № 87 и 88 в рабочей тетради Г.А.Богдановой. Проверьте себя по ключу № 5 (10 мин. Самостоятельная работа.) Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Алгоритм работы
Проверьте работу по ключу № 6 и оцените. УЭ -4. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием -мак-мок, -равн-ровн- Цели:
Правописание гласных в корне слова в зависимости от значения слова
(Индивидуальная работа. 5 мин.) 1. Неосложненное списывание. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения. Расположился на отдых, собираются друзья, разгорелся спор, прилагаются документы, вечерняя заря, прикоснуться к земле, уравняться в правах, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, выскачу из дома, Ростислав живет в Ростове, равнина впереди, промочить ноги, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается. (Работа в парах. 5-7 мин.) 2. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Непром..каемое пальто; вым…кнуть под дождем; обм…кнуть кисть в краску; нам..чить рукава; ур…нять в правах; р..вносторонний треугольник; выр…внять дорожки, ср..внить два числа, р..внение на середине, вым…кшая рожь, подр..внять клумбу. Алгоритм работы
(Работа в парах. 5-8 мин. Взаимопроверка) 3. Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их. Лес был полон жизни , и её голоса заставляли мальчиков часто останавливаться ,чутко прислушиваться. Догорала зоря. Солнце уже поднималось, нежно косалось стволов ,зажигало гарячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко расли на поляни. Под лучами блистела роса. Дрозды сидели на мокушках деревьев и громко распивали. (Если работал самостоятельно, проверь работу по ключу № 8.) (Работа в парах. 10 мин.) Задание. Распределите слова в два столбика: в один с гласной А , в другой с гласной –О.
Проверьте работу по ключу № 9 и оцените её. Ключ № 1. РасполАгать свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды; молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения, школьный возрАст; густые зарОсли. СкАкать на лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места; заносчивый выскОчка. КАсаться вопроса, легкое прик.Основение , кАсательная линия, кО.снулись меня, прикАсаться воды, к.Асание мяча. Ключ № 2 Правописание гласных в корне в зависимости от ударения
Ключ № 2 КАсаться, кОснуться, неукОснительно, прик.Основение, прикАсаться, прик.Асание, неприкОсновенность, прикОснуться, соприкАсаться, соприк.Основение. Ключ № 3 КАсаться (глагол), к.Асание (существительное), кАсательная (существительное, профессиональное), кАсательно (наречие).
Ключ № 4 ДогОрать, догОреть, загОрать, заг.Ореться, наг.Ар, нагОрать, обгОрать, угОрать, огАрок, перегОрать, погОреть, загАр, подгОрелый, пригОрать, угАр, сгОрать, сгОреть, угОреть, разгОрается. Ключ № 5 Упр.87. ПредлАгать, гОрят, рАстительность, разгОраться, загОрать, прилОжение, кОснуться, кАсаться, загОрелый, перегОрают, соприкАсаться, загОреть, обгОреть,располАгаться, отрАстать, рОсток, зарОс ли. Упр 88. ОтпИрать, блЕснуть, кАсание, собЕрет, возрАст, взбЕрется, рАстение, излАгать, рОсток, расстИлаться, излОжить, расстЕлил, слАгаемые, загОрать, кАсаться. Ключ № 6
Ключ № 7 НепромОкаемое пальто; вымОкнуть под дождем; обмАкнуть кисть в краску; намОчить рукава; урАнять в правах; рАвносторонний треугольник; вырОвнять дорожки, ср.Авнить два числа, рАвнение на середине, вымОкшая рожь, подрОвнять клумбу Ключ № 8
Ключ № 9 ГАрь, г.Орелка, зАрница, соприкАсаться, урОвень, натвОрить, взрОслеть, вырАвнивать, промОчить, твОрец, загАр, угОреть, твОрительный, мАкание, взмОкнуть, урАвнение, ускАкать, доскОчить, наклОнность, озАрять, пог.Ореть, касАние, клАняться, рАстение, ускАкать, твОрить, намОченный, вырАвнивать, отрАслевой, смОчить, разгОреться, кАсательство, погОрелец, отмОкать. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |