Преподавание русского языка Система частей речи в русском языке. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1562 Силич Анастасия Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока
На доске записано предложение: Кустик травы вдруг шевельнется да и обернется поджарой и быстрой лисичкой. Задание: заполните таблицу, используя слова из предложения.
- Слово “вдруг” мы пока оставим и вернемся к нему позже. При помощи таблицы мы повторили известные нам части речи. 3. Знакомство с новым материалом. - Теперь откройте учебники на странице 27. Возьмите карандаши, по ходу моего чтения стихотворения “Веселая грамматика” подчеркните известные вам части речи. Весёлая грамматика
(Дети перечисляют известные им части речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, числительное, междометие, частицы). - Какие части речи здесь не встретились? (Предлоги и союзы). Для дальнейшего знакомства показываем ребятам заранее записанное на доске предложение без предлогов: (Над) цветами кружатся золотые пчелы. Проснулись малиновки. Перья (на) их грудках окрашены (в) цвет утренней зари. (М.Горький) - Скажите, чего не хватает в этом предложении? Слов какой части речи? (Предлогов) Восстановите текст. (Ученик читает получившийся вариант). - Предлоги, союзы и частицы, ребята, что-то обозначают, или служат для связи слов в предложении? (Служат для связи слов в предложении). - Поэтому части речи делятся на служебные и самостоятельные. (Графически показываем на доске) Части речи Самостоятельные, Служебные 4. Закрепление.
- Теперь давайте выпишем выделенные слова вместе с теми, к которым они относятся. Затем поставим к выделенным словам вопросы. Ученики по очереди выходят к доске и записывают словосочетания. Был (где?) впереди. Кинуться (куда?) назад. (Куда?) Вперёд Сжимая (как?) крепко. Шагнул (как?) твёрже. Прыгнуло (как?) вдруг. Убегать (как?) ещё страшней. - Ребята, слова, к которым мы ставили вопросы будут являться наречиями. Эта часть речи не изменяемая, потому что не склоняется и не спрягается. - Скажите, какая часть слова является изменяемой? (окончание). Тогда, чего не будет у наречия, раз оно не изменяется? (окончания). - Молодцы, подумайте над следующим вопросом: если прилагательное обозначает признак предмета, потому что задаем мы вопрос от существительного, то признак чего будет обозначать наречие? (признак действия). Давайте вернемся к таблице, которую оставили в начале урока и допишем недостающую информацию. (часть речи, что обозначает, вопросы) 5. Итоги урока. - На какие группы делятся части речи? - Перечислите самостоятельные части речи и служебные. - Каково грамматическое значение каждой самостоятельной части речи? - Расскажите, что вы узнали о наречии? 6. Домашнее задание упр.70. Консультирование. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |