Преподавание русского языка Фразеологизмы в русском языкеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1158 Морокова Елена Ивановна, учитель Цели урока:
Тип урока: Урок-повторение по разделу "Фразеология". Оборудование: мультимедийный проектор, экранная презентация учителя. Подготовка к уроку: организационные группы учащихся ищут и запоминают идиомы, в составе которых есть слова рука, нога, ухо, голова, язык, глаз (работа со словарями). С помощью словаря выясняют значение пословиц. Повторяют лингвистические термины: синонимы, антонимы, фразеологизмы. Ход урока Учитель: Мы закончили изучение раздела "Лексика", рассмотрели тему "Фразеология". Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии. Например: Иванов сквозь землю провалился. Семенов - технарь до мозга и костей. Предлагаю выполнить следующее задание - закончите предложения (Слайд №3).
Молодцы, ребята. Ну а теперь перед вами Игра "Найди пару". Вам необходимо соединить стрелками половины пословиц (Слайд №4). (Ребята работают устно, затем сложившиеся пословицы записывают в рабочих тетрадях).
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами устроим небольшой аукцион. На экране (Слайд №5) продаются слова рука, голова, глаз. Задание: Назовите фразеологизмы с данными словами. (Ребята по очереди называют свои идиомы, подготовленные дома). Возможные варианты:
Учитель: а теперь, ребята, посмотрите на эти рисунки (слайд №6). Помогите им найти свое место во фразеологизмах. (На рисунках изображены палец, нога, язык, нос. В своих ответах ребята могут назвать такие фразеологизмы: попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть, взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой; одна нога здесь, другая там; носить ноги, падать в ноги, язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть языком, повесить нос, клевать носом, задирать нос, зарубить на носу.) (за каждый правильный ответ учащемуся дается жетончик, которые в конце урока подсчитываются и поощряются соответственной отметкой). Учитель: Теперь самостоятельно выполните задание №1: соедините антонимы-фразеологизмы (слайд 7).
Учитель: А теперь предлагаю вам, ребята, подобрать синонимы - фразеологизмы.:
(Ученики выполняют данные задания, один человек работает около доски письменно, остальные - в тетрадях). Учитель: На экране вы видите шарады. Попробуйте их разгадать. (Слайд №8). (Ребята разгадывают шарады: спустя рукава; втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, орать на всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее). Учитель: Молодцы. Фразеологизмы вы знаете хорошо. А каково их значение и происхождение? (слайд №8). (Ребятам предлагаются три картины. На первой изображен веселый чертик и подпись у черта на куличках., на второй - древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята, Третий - буква "Ять" и подпись - знать на ять. Ответы: Учерта на куличках - значит, очень далеко. Первоначальное значение выражения "где-то далеко в лесу", Куличка - расчищенная лесная поляна. Ахиллесова пята - уязвимое место. Мать Ахилла , богиня Фетида, держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой именно в пятку. Знать на ять - знать очень хорошо. "Ять" - буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как "е". тот, кто писал правильно слова с "ять", считался грамотным человеком. Учитель. Вот мы и с вами подытожили свои знания , полученные по разделу "Фразеологизмы". В конце урока я вам предлагаю написать небольшую орфографическую работу по правописанию фразеологизмов, после чего, обменяясь тетрадями, вы друг друга сами и оцените. (слайд №10). : Ответы: Тише воды, ниже травы; Жить чужим умом; Забивать голову; Умирать со смеху; сложа руки; с легким сердцем; (ребята правильно вставляют пропущенные буквы, затем проверяют работы друг у друга, оценивают работы сами, анализируют ошибки, проговаривая орфографические правила.) Учитель. Наш урок подходит к концу. Как вы сегодня поработали, хорошо или кто без дела просидел? Кому из вас ещё трудно находить фразеологизмы, употреблять их в своей речи? (Ребята отвечают на вопросы). Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-рассуждение "Для чего нам в речи нужны фразеологизмы?" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |