Преподавание литературы
Уроки доброты, любви, нравственности (урок внеклассного чтения по притчам о добре и зле, "Рождественской сказке" Е.А. Потехиной). 5-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2166
Антонова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра» Л. Толстой. Цель: воспитание высоконравственных людей, учить нести полную ответственность за свои поступки. Задачи: - Познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной.
- Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла.
- Развивать умение интерпретировать литературное произведение.
- Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Активизация интереса к теме. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? Почему вы так думаете? (О доброте, нравственности, любви) Но тема «Уроки …» Значит мы будем учиться доброте, нравственности, любви. II. Работа с эпиграфом урока. «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека. Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, , как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.) Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость... А начнем мы наш урок с древней китайской притчи о добре и зле. А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.) Притча о добре и зле «Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины. – Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец. – Конечно, нет! – ответил юноша. – А воровать? – Нет. – А убивать? – Нет... – Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!» - О чем эта притча? (О добре и зле)
- Чему она учит? (Не совершать зла)
- Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
- Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
- Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
- Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
- Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле. Что такое Добро? ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок. - Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
- Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут - сердечное слово,
- ласковая улыбка,
- дружеское внимание,
- совет.
Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.) А что такое Зло? - Толковый словарь Ожегова1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
- Для чего нужно зло? Нужно ли?
Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы. Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал) Твори добро – Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь – действительно, Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных – доброта. Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку? Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока. Учащиеся называют, а учитель записывает на доске. - Твори добро
- По велению души
- Не позволяй
- Сиюминутного суда
- Постой
- Остынь
- Поверь
- Оружье сильных – доброта
Физкультминутка. Буратино потянулся: раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, Видно, ключик не нашел Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать, Руку правую поднять – И легонько помахать. Повернуться вправо, влево Всё внимание собрать и работу продолжать. III. Проверка домашнего задания. Дома вы читали «Рождественскую сказку» Е Потехиной. Расскажите, о чем она? IV. Беседа по прочитанному. - Понравилась ли вам эта сказка? Что понравилось? Почему?
- Похожа ли эта история на сказку? (Да, происходит чудо. Нет – бытовая история.)
- Назовите героев сказки. (Девочка, мать, старушка).
- Кто главная героиня? Почему?
- Какая она? Найдите в сказке описание девочки.
- Что вы можете сказать о ее характере? (Злая, жестокая, равнодушная, бессердечная, эгоистичная).
- Подумайте, почему красивая девочка превратилась в такое чудовище?
- Кто в этом виноват?(Родители.)
- Но они же ее любили? (Любовь должна быть доброю)
- Может ли родительская любовь испортить ребенка?
- Опишите маму девочки. (Любящая, добрая, ласковая, работящая, терпеливая, всё прощающая, верящая в добро, справедливость, в Бога, наконец.)
- Что вы можете сказать о старушке? Кого она вам напоминает?( Добрую фею)
- Какова главная мысль сказки?
- Чему она учит? (Добру, Любви, Терпению, Нравственности Прощению).
- О чем предупреждает автор?
- Какие уроки мы должны извлечь из нее?
V. Работа в парах. Составление синквейна о добре и зле. Подведение итогов. Притча о добре и зле Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Д/з: написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле. Лучшие работы мы поместим в альманах. Список использованной литературы. - Сборник рассказов «За что распяли любовь?» М., 2009.
- Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008.
- Сборник «Пламенеющая свеча». Сост. А. Е. Шишкин. Самара, 2007.
Раздаточный материал, Презентация.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|