Преподавание русского языка Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1161 Рахманова Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблички с терминами, презентация к уроку. Ход урока 1. Постановка целей, задач урока. Запись темы урока. (Смена слайда.) На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим разговор о таком типе речи, как описание. 2. Актуализация знаний. Беседа:
(Используются слова со значением признака (прилагательные, наречия), яркая глагольная лексика. (К тексту-описанию мы можем поставить вопрос какой?) Сегодня мы работаем в группах, что позволит нам поговорить о разных видах описания: человека, животного, предмета, состояния природы, места, интерьера. Их, конечно, больше, но мы остановимся пока на этих трех. 3. Работа в группах. (Смена слайда.) Итак, первая группа работала дома с текстом описания человека (отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Однодворец Овсяников”) и выявляла те особенности описания, которые присущи человеку. Помимо этого было дано индивидуальное задание – описать маму. Давайте заслушаем эти работы и подумаем, какие же особенности мы можем найти при описании человека. (Чтение работ.) Итак, по проведенным исследованиям текстов мастеров художественного слова и вашим работам: что мы можем сказать об особенностях описания человека? На что следует обратить внимание?
Вторая группа работала над описанием природы. Вы также работали в группе и выявляли особенности описания пейзажа (отрывок из произведения Н.В.Гоголя “Страшная месть”). Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание “Красота осеннего леса”. (Чтение работ.) Итак, теперь по результатам исследования текста попробуйте назвать особенности описания пейзажа.
Вопрос: Какие средства художественной выразительности используются при описании? (Ответы детей.) – эпитет. Что это такое? (Смена слайда.)
– Какими словарями мы должны пользоваться при текстах-описаниях? (Словарями эпитетов.) Откройте их. (Идет устная работа – ознакомление со словарями эпитетов.) – Что еще используется при описании ? (Сравнение, олицетворение, метафора и др.) Третья группа работала над описанием места. Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание “Моя комната”, все остальные работали над текстом (упр. 262) – отрывком из книги Н.Н.Носова “Незнайка в солнечном городе”, где представлено описание автобуса. Итак, теперь по результатам исследования текста назовите особенности описания места:
4. Работа с текстом. (Смена слайда.) В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое. – Можно ли сказать, что это текст-описание ? (Нет.). Почему? (Отсутствуют прилагательные.) Итак, ваша задача – преобразовать данный текст в текст-описание, пользуясь словарем эпитетов. (Смена слайда.) А теперь обратите внимание на авторский вариант. В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы.(…) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них , светлыми и холодными, огромными округлыми упругими каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Беседа: – Теперь можно сказать, что это текст-описание? 5. Физкультминутка.
6. Синтаксический разбор предложения. (Индивидуально на доске и в тетрадях.) Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. (А. Плещеев.) – Что означает выражение “злых метелей”? 7. Индивидуальное задание. Проанализировать отрывок из сочинения шестиклассника и найти нарушения стиля. (Художественный стиль перемешивается с научным.) – Можно это допускать ? (Если мы описываем что-то или кого-то в одном стиле, то лучше этого стиля и придерживаться до конца.) 8. Основные требования к содержанию текста. (Смена слайда.) – чтение и комментирование.
– Что можно добавить ? (Придерживаться соответствия стиля и типа речи.) 9. Домашнее задание. Вы должны по этимологическому словарю установить происхождение слова “ циркуль” и написать текст-описание данного предмета, при этом использовать памятку “Основные требования к содержанию текста”, а также памятку “Качества хорошей речи”. (Памятки раздать.) 10 Рефлексия. Итоги урока. Сообщение оценок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |