Преподавание русского языка Уроки русского языка в 6-м классе по теме: "Имя существительное". МотивацияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2193 Игумнова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы “Сделай урок интересным!” Это своеобразный призыв, позволяющий затронуть самый больной вопрос нашей школы на сегодня. Мотивация. Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием шел в школу, чтобы учеба не становилась пыткой и для него, и для его родителей, и для нас с вами? Как помочь детям решать свои проблемы не в подъездах домов в окружении сомнительных личностей? Да, мы не всесильны. Многое зависит не от нас. Но если ребенок вошел в класс, в наших с вами силах постараться сделать так, чтобы уже через 10 минут ему не захотелось бы покинуть аудиторию. Вашему вниманию я представляю серию конспектов уроков русского языка в 6 классе по теме “Имя существительное”. В основе учебник по русскому языку за 6 класс под редакцией М.Т.Баранова, методическое пособие “Уроки русского языка в 6 классе” Г.А.Богдановой. В предложенных конспектах я старалась подсказать коллегам возможные варианты создания мотивационной ситуации на уроке, которые способствуют дальнейшему развитию познавательной мотивации и интереса к предмету у подростков. Конспекты отдельных тем по русскому языку в 6 классе с использованием справочной и методической литературы. (Основная задача – сделать урок познавательным и интересным). Тема: “Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые существительные” I. Мотивация. Когда-то давным-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жуаньжуанов. Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов – рабов, не помнящих своего прошлого. Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующую тупого терпения. Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. Ведь мать – это всегда мать, она все равно любила сына и была готова ради него на все. Манкурт пас в степи стадо верблюдов. Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. Но манкурт оставался равнодушным. В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. Но и мертвая, она взывала к его памяти. Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: “Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай!” Эту легенду рассказал писатель Чингиз Айтматов в романе “И дольше века длится день”. Какая главная мысль в этой легенде? Только имея память, человек становится человеком. II. Тему новую опять надо мне запоминать. Как упомнить все слова? Разболелась голова!
В домашнее задание может входить просьба проиллюстрировать данное стихотворение. Наверняка получится смешно, да и разносклоняемые существительные запомнятся без проблем. III. Орфографическая минутка. Задание: вспомните изученные орфограммы и покажите их графически. Разгораться ярким пламенем, не считаться со временем, привстать в стремени, прикоснуться к темени, прорастить семена. Почему эти существительные называются разносклоняемыми? IV. Синтаксическая минутка. Задание: записать предложения, расставив грамотно знаки препинания. Объяснить их.
V. Несклоняемые существительные. (Учебник, стр. 75).
VI. Д/з. Упр. 197, иллюстрация к стихотворению. Тема: “Морфологический разбор имени существительного”. I. Мотивация. Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, а в засуху – дождь. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Вы можете вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. Зимой вы можете вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у вас есть память на запахи. Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза – зрительная память. Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а шум остается в памяти. Это память уха – слуховая память. Руки привычно режут хлеб, выводят буквы, ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память. На уроках мы будем с вами тренировать и развивать разные виды памяти. Это так же обязательно, как поливать цветы, чтобы они хорошо росли. Хорошая память – результата ваших собственных усилий. II. На доске записано стихотворение с пропуском орфограмм по выбору учителя.
Задание:
III. Морфологический разбор имени существительного.
IV. Практическая работа.
V. Упр.211. Тема: “НЕ с существительными”. I. Мотивация. Зрительная память. “Читайте больше!” – говорят вам взрослые. А почему они так говорят? Потому что люди давно заметили, что мало читающие пишут безграмотно. А как пишут те, кто читает много? По-разному: одни хорошо, другие плохо. Почему? Когда вы читаете, ваши мысли заняты не тем, как пишутся слова, а тем, о чем рассказывается в книжке. Но при этом ваши глаза, как маленькие фотоаппараты, запечатлевают слова. Эти “фотографические снимки” сохраняются в зрительной памяти. И если вы задумались, как написать знакомое слово, его “фотография” всплывает в памяти, и вы списываете с нее слово, как с доски. А если ошибетесь, память сразу сообщит вам, что слово плохо “выглядит”. Задание: (на доске записаны слова). Всмотритесь в слова. Определите, какие из них “плохо выглядят”, исправьте их и перепишите в свою тетрадь правильно. Афтомобиль, бассейн, барабаньщик, виноград, ветамин, теливизор, тробейбус. Когда человек что-нибудь пристально разглядывает, говорят, что он это “ест глазами”. Давайте “есть глазами” слова.! Как вы думаете, какие более аппетитны? Аппетитнее, конечно, те, которые написаны крупно, разборчиво и ярко. Их легче и читать, и запоминать, и видеть “в уме”. Видеть слова “в уме” очень важно: именно так они закрепляются в зрительной памяти. Представлять себе слова можно по-разному:
Вспомните, где встречали, как были написаны слова: Станционный Склонение Неодушевленное Когда читаете, остановитесь, спросите себя: какие из этих слов для меня трудны? Рассмотрите их пристально, особенно пристально – трудные места в них. Закройте глаза и представьте эти слова написанными. Запишите их, не подглядывая в книгу. Проверьте себя. Если слова запоминаются трудно, надо включить другие способы запоминания. Об этом на следующем уроке. II. Практикум. Упр.212. III. НЕ с существительными. 1) На доске записаны слова: (не)жил, (не)когда, (не)здоровится, (не)лепость, (не)лежал, (не)уклюжий, (не)был, (не)доумевал, (не)дело, (не)ряха, (не)хочу, (не)брежно, (не)поседливый, (не)ожиданность. В каких случаях вы уверены в написании НЕ со словом? Запишите. Ребята записывают глаголы с НЕ. 2) НЕ с существительными. Составляем опорную таблицу на основе записанных слов и параграфа учебника. НЕ -- неряха НЕ -- неправда (ложь) НЕ -- не правда, а ложь Упр. 216. IV. Д/з. Упр. 218, 219. Тема: “НЕ с существительными”. I. Мотивация. Что значит “есть глазами слово”? Задание: представьте себе вывески, о которых сейчас напомню, и запишите их. Над входом в магазин, где продают хлеб, написано:… Над магазином, где есть торты и конфеты, вывеска:… Там, где можно получить и обменять книги, написано:… В мастерской, где шьют одежду, надпись:… Там, где принимают в стирку белье:… “Тайный помощник” – речедвигательная память. Если слова все-таки запоминаются трудно, надо “включить” и другие способы запоминания. Давайте позовем на помощь движения. Как правильное движение транспорта на дорогах предохраняет от аварий, так и правильное движение при письме предохраняет от ошибок. Движений чего? Вы прекрасно знаете, что движется рука, но и не только. Оказывается, при письме происходят еще движения органов речи. Вы удивитесь: “Как же так, ведь мы пишем молча!” Но это не совсем так. “Откуда это известно? – спросите вы. – Разве кто-нибудь заглядывал в рот людей, когда они пишут?” Представьте себе, заглядывал. Во время войны и сразу после нее в московских госпиталях находилось много людей с самыми разнообразными ранениями. Были среди них и такие, которые получили ранения в лицо, шею, челюсти. У некоторых органы были открыты, и можно было наблюдать, как работают органы речи. Этими людьми заинтересовался ученый-психолог Николай Иванович Жинкин. Наблюдая за ними, он заметил, что, когда они пишут или читают про себя, у них происходят совсем маленькие – такие маленькие, что их трудно даже увидеть, - движения органов речи. Затем ученый разработал и метод наблюдения за органами речи здоровых людей при помощи рентгеновского аппарата. И рентген тоже показал ему, что во время письма происходят почти незаметные, крошечные, но постоянные движения органов речи. Так что органы речи тоже запоминают, как пишутся слова. Так нам помогает писать тайный помощник – речедвигательная память. Итак, органы речи по-своему запоминают слова и помогают их писать. Но если у них это получается даже потихоньку, то громко, вслух должно получаться гораздо лучше. Существует так называемое орфографическое проговаривание, при котором слова произносятся вслух отчетливо, так, как пишутся: ин-тел-ле-гент, ар-тил-ле-рист, не-из-гла-ди-мо. В некоторых школах это делают хором, и не один раз, а трижды: сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом. А затем мысленно проговаривают слово “в уме” так же отчетливо, но не произнося ни звука. Давайте и мы попробуем так. Слова для проговаривания предложены из книги А.Некрасова “Путешествия капитана Врунгеля”: чрезвычайное происшествие, кораблевождение, кругосветное путешествие, бесчисленные преимущества, местные достопримечательности, живописная группа. Это же упражнение можно закрепить и в следующем задании. II. На двух досках записаны слова для словарного минимума, предложенные Г.А.Богдановой. Ребятам предлагается первый столбик запомнить с помощью зрительной памяти, а второй с помощью речедвигательной памяти, используя орфографическое чтение.
III. Правописание НЕ с существительными. Задание: определите слово по его лексическому значению и запишите его
--- Что общего у этих слов? (характеризуют человека, общего рода). --- Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? --- Почему эти слова пишутся с НЕ слитно? --- Какие еще случаи слитного и раздельного написания Не с существительными вы знаете? Объяснительный диктант. Графически объяснить правописание НЕ с сущ. Не был в школе, ненастье, незадачливый ученик, нелепо так думать, незабудка, неширокий пруд; пруд не широкий, а узкий; говорить неправду; пруд неширокий, а рыбный; книга не большая, а маленькая; небольшая книга; книга небольшая, а интересная. IV. Синтаксическая минутка. Задание: записать текст под диктовку, обменяться тетрадями и проверить работу, объяснить графически знаки препинания, выделить существительные с НЕ. В литературном языке нужно четко разграничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять их в речи. НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. Однокоренные слова к нему: вежливость, невежливость, вежливо. НЕВЕЖДА – это неуч, необразованный человек. Это слово входит в состав однокоренных слов: невежество, невежественность, невежественный. V. Правописание суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-. 1) составить опорную схему, пользуясь правилом в учебнике.
2) Практикум. Упр.221, 225 (под диктовку, составить схемы предложений с ОЧП, объяснить графически орфограмму правописания –ЧИК- , -ЩИК-). VI. Следующее упражнение широко известно как упражнение, способствующее развитию памяти и умению внутренней визуализации. Упражнение “Муха”. Начать можно с самого простого рисунка, затем перейти к более сложным. Инструкция для участников: мы дрессируем муху. Она двигается по команде вверх, вниз, вправо, влево на одну клетку. Участники играют с закрытыми глазами, команды подаются по очереди. Играющие должны быть внимательны, не допуская выхода мухи за пределы игрового поля.
VII. Повторение. Записать слова в 2 столбика: с при, пре. Презабавный, привязать, притихнуть, преодолеть, прилечь, пришкольный, преобразовать, приспособиться, премилый, прервать, прекратить, приклеить, причудливый. VIII. Д/з. Упр. 222, 226. Тема: “Правописание суффиксов ЕК, ИК”/ I. Мотивация. Трудно ли проговаривать слова? “Совсем нетрудно, - наверное, скажете вы. – Мы всю жизнь только и занимаемся тем, что говорим”. Ну что же, давайте попробуем. Произнесите, пожалуйста, отчетливо предложение: На дворе трава, на траве дрова.. Вы, конечно, знаете, что такие предложения называются скороговорками. Скороговорки придуманы не зря: на них человек учится говорить четко. А людей, которые произносят слова неразборчиво, никто не любит слушать. О них говорят, что у них “каша во рту”. Но человеку, у которого “каша во рту”, и самому плохо. И писать труднее, потому что ему не приходится ждать помощи от своих речедвигательных органов. Задание: Вот вам еще несколько скороговорок. Произнесите их своему соседу по парте по очереди. Если не можете произнести отчетливо в нормальном темпе, произносите по слогам, а когда отработаете это произношение, переходите к нормальной скорости и отрабатывайте ее. Что делать людям, у которых плохая речь? Которые, например, заикаются, или просто говорят неотчетливо, или не выговаривают нескольких звуков? Идти к специалисту врачу-логопеду и выполнять его советы. Но самое лучшее лечение -–это собственный упорный труд. В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен. Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным. Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда еще не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил на речку, чтобы никому не мешать, клал себе в рот речные камешки и упражнялся в правильном и отчетливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции. II. Далее урок может проходить по предусмотренному вами плану. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |