Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Обобщение по теме: "Односоставные предложения". 8-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Обобщение по теме: "Односоставные предложения". 8-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 959

Толкачёва Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • закрепить умение различать виды односоставных предложений;
  • совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно;
  • углубить знания о речевой роли односоставных предложений;
  • восхититься меткой народной речью;
  • убедиться, что яркое народное слово надо знать, уметь им пользоваться и хранить.

Оформление: опорный конспект "Односоставные предложения".

Пособия:

  • Презентация "Односоставные предложения. Загадки, частушки, скороговорки, пословицы".
  • Мультимедийный проектор.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Словарь русского языка. С.И.Ожегов.
  • Листы взаимоконтроля.

ХОД УРОКА

I. Запись темы урока

Односоставные предложения. Загадки, частушки, скороговорки, пословицы.

<Слайд 1>

II. Целеполагание

Мы будем закреплять умение различать виды односоставных предложений, совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно.
Нам предстоит узнать о речевой роли односоставных предложений.
Нам представится приятная возможность восхититься меткой народной речью, убедиться, что яркое народное слово надо знать, уметь им пользоваться и хранить.

<Слайд 2>

III. Опрос

IV. Синтаксический разбор

Индивидуальное задание:

Карточка 1 (выполняется во время опроса на доске):

Выразительно прочитайте предложение. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите синтаксический разбор, дайте характеристику предложения.

Без умения вид_ть гра(м,мм)атическую основу (не) возможно стать с_нт_ксически и пунктуац_о(н,нн)о гра(м,мм)отным.

<Слайд 4>

V. Лист взаимоконтроля

Задание:

Устная групповая работа по листу взаимоконтроля по вопросам № 1–9

К.Р. – контроль родителей (осуществляется заранее дома),
В.К. – взаимоконтроль в группе,
О.У. – итоговая оценка учителя.

Вопросы Где найти?

К.Р.

В.К.

О.У.

1.

На какие группы делятся простые предложения в зависимости от строения их грамматической основы? § 20 стр. 85 схема

2.

На какие группы делятся односоставные предложения по грамматической роли главного члена предложения? § 20 стр. 85 схема

3.

На какие виды делятся односоставные предложения с 1 главным членом предложения – сказуемым? § 21–25
схема

4.

Какие предложения называются определённо-личными? Чем они отличаются от других видов односоставных предложений? Почему они так названы? § 21 стр. 86
О.К. № 7

5.

В каком стиле чаще всего используются односоставные определённо-личные предложения? § 21 стр. 86
таблица

6.

В чём особенность неопределённо-личных предложений? Какова сфера их употребления? § 22 стр. 86 Прим. стр. 88–89 № 190

7.

Каковы отличительные черты безличных предложений? О чём обычно сообщается в безличных предложениях? § 23 стр.90–91

8.

В чём особенность назывных предложений? § 24 стр.96

9.

От чего зависит их выразительная сила? Где и с какой целью обычно используют писатели и журналисты назывные предложения? § 24 стр.96

<Слайд 3>

VI. Тренировочные упражнения

(Проверяются не только коллективно с помощью слайдов, но возможны варианты, удобные или привычные для учителя и учащихся, например: 2–3 консультанта + учитель проверяют на оценку тетради отдельных учащихся в то время, когда остальные проводят самоконтроль или взаимоконтроль по слайдам.)

Задание:

Карточка 2. Выразительно прочитайте загадку. Определите по толковому словарю лексическое значение слов*. Запишите загадку и отгадку, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Укажите главные члены предложения, способ их выражения, определите вид предложений.
Начертите схему.

VII. Загадки

Ч_рнее сажи б_лее снега выше дома ниже тр_вы.
Точ_м скатерти бра(н,нн)ые* ставим яства* сахарные людям на потребу*.

<Слайд 5>

<Слайд 6>

Лексическая работа:

Яства* (устар.) – еда, кушанье.
На потребу*(устар.) – для потребления.
Браные* (отгл. П.) – убранные.

VIII. Аббревиатурный дикант

Индивидуальное задание:

Карточка 3. Запишите на закрытой доске. Укажите слово разговорного стиля. Подчеркните главные члены предложения, способ их выражения, определите вид предложений. Начертите схему.

Я вам чес_но ра(с, сс)кажу
Что на вид_ки х_жу.
Как один раз нагл_жусь
Спать н_делю (не) л_жусь!

Задание классу:

Запишите аббревиатурный диктант. (2 предложения).

Я в. ч. р., что на в. х.
Как о. р. н., с. н. не л.

<Слайд 7>

<Слайд 8>

IX. Проверка записи (вид предложений и схемы)

<Слайд 9>

X. Скороговорки

Конкурс "Кто быстрее"

1. Купили Валерику и Вареньке варе(ш,ж)ки да вал_нки.
2. Съел Слава сало, да сала было мало.

Задание: Какие ещё скороговорки вы знаете? Укажите односоставные предложения.

<Слайд 10>

<Слайд 11>

XI. Поговорки

Выборочная работа

Задание: Вспомните, в каких случаях определенно-личные и неопределенно-личные односоставные предложения мы называем обобщенно-личными. Выпишите только односоставные обобщенно-личные предложения.

1. Без к_стей и ры(п,б)ки не с(ъ,ь)ешь.
2. Едеш_ на день, б(и,е)ри хлеба на неделю.
3. В(и,е)на голову клонит.
4. На чужой земле и весна не красна.
5. На с(и,е)рдитых воду возят.

<Слайд 13>

<Слайд 14>

XII. Слуховой диктант

Задание классу:

Записать слуховой диктант и определить вид предложений. Начертить схемы.

1. Ешь пирог с грибами да язык держи за зубами.
2. Завей горе веревочкой.
3. Дыма без огня (не) бывает.
4. Волков боят_ся в лес (не) ходить.

<Слайд 16>

<Слайд 17>

<Слайд 18>

XIII. Зрительный дикант

Задание классу:

Запишите по памяти. Объясните знаки препинания, составив схему предложения. Определите вид односоставных предложений. Прочитайте четверостишие Н.А.Некрасова о том, как в старину крестьяне смотрели на ярмарке "Комедию с Петрушкою". О каком отношении автора к живому народному слову говорят эти строки?

И часто в речь Петрушкину
Вст…вляют слово меткое,
Какого (не) пр…думаеш…,
Хоть проглоти п…ро!

<Слайд 19>

<Слайд 20>

Вывод: Н.А.Некрасов восхищается меткой народной речью, призывает хранить яркое народное слово – наше национальное богатство.

XIV. Итог урока

1. Почему односоставные предложения часто употребляются в народных пословицах, загадках, сказках?
2. Почему в предложениях с одним главным членом сказуемым нет необходимости в подлежащем?

<Слайд 21>

Вывод. Использование односоставных предложений в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу. Односоставные предложения обогащают нашу речь.

<Слайд 22>

XV. Самостоятельная работа

Конструирование

Задание классу:

Устно: Прочитайте текст. Какие речевые особенности вы видите? (Лаконичность, разговорный стиль, использована пословицы, устаревшие слова). Найдите устаревшие слова, определите их лексическое значение. (Гривна* – 10 копеек. Алтын* – 3 копейки.)

Письменно: Из простых предложений составьте сложные, используя союзы и союзные слова что, когда, а, если. Запишите, составьте схемы, определите вид предложений.

Купец зан_л две гривны и сказал: "Завтра запл_чу!" Пришло завтра. У него опять (не) оплаче(н,нн)о. Он зах_тел занять 100 рублей. Ему (не) дали. Изверят_ся в алтыне – (не) поверят в рубле.

<Слайд 23>

<Слайд 24>

Возможен В.К. (взаимоконтроль) или проверяют консультанты по слайду.

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21