Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 924 Пажога Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока 1. Организационный момент. Добрый день, ребята! Какие вы красивые сегодня, а какие у вас лучезарные глаза. По вашим лицам, ребята, я вижу, что вам не терпится поскорее начать урок русского языка. Мне тоже. 2. Повторение изученного. Ребята, мы уже не первый урок путешествуем по удивительной стране русского языка – Лексика. (Слайд 1) Мы побывали с вами в некоторых городах этой страны. - А что это за страна такая – Лексика? Щелчок. Что там изучается? Что такое лексика? (Словарный состав языка.) Молодцы. Первым городом нашего пребывания в этой стране был город, который называется Однозначные и многозначные слова. Щелчок. - Почему так город называется? Какие слова называются однозначными, какие многозначными? - Сколько лексических значений имеет слово игла? (1 – инструмент для шитья; 2 – лист хвойного дерева; 3 – колючки на теле животного.) - А сколько значений имеет слово айсберг? (1 – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.) Следующим городом, который мы посетили в стране Лексика, был город Прямое и переносное значение слова. Щелчок. - Что значит прямое и переносное значение слова? - Тяжелый камень – в этом словосочетании прилагательное тяжелый употреблено в каком значении? - А в словосочетании тяжелый характер? - Приведите свои примеры словосочетаний со словами в прямом и переносном значении. (2-3 примера.) Потом мы посещали город с названием Омонимы. Щелчок. - О чем говорит название города? (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.) - Приведите примеры омонимов. А сегодня мы с вами отправимся в еще один город этой страны – в город под названием Синонимы. Щелчок. Итак, откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока – Синонимы. 3. Новый материал. Для того чтобы понять, что это такое – синонимы, мы с вами обратимся к отрывку из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». (Слайд 2) (Учитель читает текст.) - Назовите, пожалуйста, глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. (Собрались, сбежались, приплелись.) Щелчок. Чем интересны эти глаголы? Давайте запишем их к себе в тетрадь. - А как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.) Щелчок. Запишем с новой строки и эти слова. - Что же получается? Об одном и том же можно сказать разными словами, которые близки по смыслу, но различаются оттенками значений. Вот такие слова и называются синонимами. - Давайте, ребята, еще раз посмотрим на записанные нами слова – собрались, сбежались, приплелись – какой частью речи являются эти слова? (Глаголы.) А слова хихикнули, засмеялись, улыбнулись? Значит, (Слайд 3) синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексических значений. Синонимов в русском языке очень много. Живут синонимы в специальных домиках – словарях синонимов ЩЕЛЧОК, а также и в толковых словарях. - А теперь скажите мне, как вы поняли, что такое синонимы? (Ответы учеников.) 4. Закрепление. 1) Обратимся к упражнению №349(у), стр.145. Нам даны несколько рядов слов. Наша задача – доказать, что приведенные слова – это синонимы. 2) А теперь давайте запишем четыре слова: (Слайд 4) бежать, мчаться, катиться, нестись. - Какой частью речи являются записанные нами слова? (Глаголы.) - Все ли слова, записанные нами, являются синонимами? (Нет.) - Почему глагол катиться не входит в синонимический ряд? (Он имеет другое лексическое значение.) Подчеркните этот глагол, он не входит в синонимический ряд, он – «лишний». Щелчок. 3) А теперь запишите Щелчок с новой строки существительное бой. Щелчок. Перед вами два стихотворных отрывка. (Читаю.) Найдите и выпишите из этих отрывков синонимы к существительному бой. - Что у вас получилось? (Дети отвечают.) - Молодцы. Щелчок. Вы верно справились с задачей. 3) Учебник наш, ребята, загрустил. Давайте заглянем в него. Упражнение №350(п). Для выполнения этого упр. мы разобьемся на группы. 1-я группа – первый ряд, 2-я группа – второй ряд, 3-я группа – третий ряд. 1-я группа будет работать с сущ. «родина», 2-я – с прилагательным «бесконечный», а 3-я – с глаголом «охранять». Запишите свои слова с новой строки. А теперь каждая группа подбирает и записывает к своему слову синонимы из упр. (Самостоятельная работа учащихся.) - Что у нас получилось? (Проверка.) - А теперь у меня вопрос ко 2 группе – какой из записанных синонимов вам больше нравится? - Давайте составим с этим прилагательным предложение. (Спросить у 1 группы.) Запишем это предложение. - Назовите, пожалуйста, грамматическую основу этого предложения. (Отвечает 3 группа.) Выделим ее. 4) Упражнение №351(у). В этом упр. беда: синонимы потеряли друг друга. Давайте поможем им – соберем их вместе. Работаем устно. Ищем синонимы к существительному – пища; к прилагательному – тревожный; к глаголу – бросать; к прилагательному – огромный. Молодцы, все синонимы благодаря вам нашли друг друга. - А кто в вашем классе не боится путешествовать в одиночку? (Слайд 5) 1-му ученику – Подбери синоним к слову «спешить». (После его ответа Щелчок.) 2-му ученику – Подбери синоним к слову «миг». (Щелчок.) 3-му ученику – Подбери синоним к слову «неприятель». Молодцы, отважные путешественники, вы прекрасно справились с заданием. 5. Рефлексия. К сожалению, ребята, наше путешествие заканчивается. Понравилось ли вам оно? - А в каком городе «лексической» страны мы с вами сегодня побывали? (Синонимы.) - Что такое синонимы? - А в каких словарях живут синонимы? Молодцы! Очень активными путешественниками сегодня были ... Они получают за урок «5». Проявили интерес к городу Синонимов ... Они получают «4». 6. Домашнее задание. Путешествие наше заканчивается, но вы еще раз вернетесь в город Синонимов, когда будете выполнять д/з. (Слайд 6) А) П. 68, стр. 144-145. Б) Написать сочинение-миниатюру «Моя мечта». Для того чтобы ваш рассказ получился выразительным и убедительным, используйте синонимы. При желании воспользуйтесь предложенными рядами синонимов:
В) Упражнение №355. Каждый из вас определяет для себя сам письменное задание. Спасибо вам за работу! До свидания! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |