Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 5-м классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 5-м классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 924

Пажога Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Образовательные:
    • познавательные: знакомство с синонимами, их ролью в языке;
    • практические: формирование умений находить синонимы в тексте, подбирать их, употреблять синонимы в своей речи.
  2. Развивающие: развитие творческого мышления, активности учащихся.
  3. Воспитательные: повысить интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята!

Какие вы красивые сегодня, а какие у вас лучезарные глаза. По вашим лицам, ребята, я вижу, что вам не терпится поскорее начать урок русского языка. Мне тоже.

2. Повторение изученного.

Ребята, мы уже не первый урок путешествуем по удивительной стране русского языка – Лексика. (Слайд 1) Мы побывали с вами в некоторых городах этой страны.

- А что это за страна такая – Лексика? Щелчок. Что там изучается? Что такое лексика? (Словарный состав языка.)

Молодцы. Первым городом нашего пребывания в этой стране был город, который называется Однозначные и многозначные слова. Щелчок.

- Почему так город называется? Какие слова называются однозначными, какие многозначными?

- Сколько лексических значений имеет слово игла? (1 – инструмент для шитья; 2 – лист хвойного дерева; 3 – колючки на теле животного.)

- А сколько значений имеет слово айсберг? (1 – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.)

Следующим городом, который мы посетили в стране Лексика, был город Прямое и переносное значение слова. Щелчок.

- Что значит прямое и переносное значение слова?

- Тяжелый камень – в этом словосочетании прилагательное тяжелый употреблено в каком значении?

- А в словосочетании тяжелый характер?

- Приведите свои примеры словосочетаний со словами в прямом и переносном значении. (2-3 примера.)

Потом мы посещали город с названием Омонимы. Щелчок.

- О чем говорит название города? (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.)

- Приведите примеры омонимов.

А сегодня мы с вами отправимся в еще один город этой страны – в город под названием Синонимы. Щелчок. Итак, откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока – Синонимы.

3. Новый материал.

Для того чтобы понять, что это такое – синонимы, мы с вами обратимся к отрывку из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». (Слайд 2)

(Учитель читает текст.)

- Назовите, пожалуйста, глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. (Собрались, сбежались, приплелись.) Щелчок. Чем интересны эти глаголы?

Давайте запишем их к себе в тетрадь.

- А как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.) Щелчок.

Запишем с новой строки и эти слова.

- Что же получается? Об одном и том же можно сказать разными словами, которые близки по смыслу, но различаются оттенками значений. Вот такие слова и называются синонимами.

- Давайте, ребята, еще раз посмотрим на записанные нами слова – собрались, сбежались, приплелись – какой частью речи являются эти слова? (Глаголы.) А слова хихикнули, засмеялись, улыбнулись?

Значит, (Слайд 3) синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексических значений.

Синонимов в русском языке очень много. Живут синонимы в специальных домиках – словарях синонимов ЩЕЛЧОК, а также и в толковых словарях.

- А теперь скажите мне, как вы поняли, что такое синонимы? (Ответы учеников.)

4. Закрепление.

1) Обратимся к упражнению №349(у), стр.145. Нам даны несколько рядов слов. Наша задача – доказать, что приведенные слова – это синонимы.

2) А теперь давайте запишем четыре слова: (Слайд 4) бежать, мчаться, катиться, нестись.

- Какой частью речи являются записанные нами слова? (Глаголы.)

- Все ли слова, записанные нами, являются синонимами? (Нет.)

- Почему глагол катиться не входит в синонимический ряд? (Он имеет другое лексическое значение.) Подчеркните этот глагол, он не входит в синонимический ряд, он – «лишний». Щелчок.

3) А теперь запишите Щелчок с новой строки существительное бой. Щелчок. Перед вами два стихотворных отрывка. (Читаю.) Найдите и выпишите из этих отрывков синонимы к существительному бой.

- Что у вас получилось? (Дети отвечают.)

- Молодцы. Щелчок. Вы верно справились с задачей.

3) Учебник наш, ребята, загрустил. Давайте заглянем в него. Упражнение №350(п). Для выполнения этого упр. мы разобьемся на группы. 1-я группа – первый ряд, 2-я группа – второй ряд, 3-я группа – третий ряд. 1-я группа будет работать с сущ. «родина», 2-я – с прилагательным «бесконечный», а 3-я – с глаголом «охранять». Запишите свои слова с новой строки. А теперь каждая группа подбирает и записывает к своему слову синонимы из упр.

(Самостоятельная работа учащихся.)

- Что у нас получилось? (Проверка.)

- А теперь у меня вопрос ко 2 группе – какой из записанных синонимов вам больше нравится?

- Давайте составим с этим прилагательным предложение. (Спросить у 1 группы.) Запишем это предложение.

- Назовите, пожалуйста, грамматическую основу этого предложения. (Отвечает 3 группа.) Выделим ее.

4) Упражнение №351(у). В этом упр. беда: синонимы потеряли друг друга. Давайте поможем им – соберем их вместе. Работаем устно. Ищем синонимы к существительному – пища; к прилагательному – тревожный; к глаголу – бросать; к прилагательному – огромный.

Молодцы, все синонимы благодаря вам нашли друг друга.

- А кто в вашем классе не боится путешествовать в одиночку? (Слайд 5)

1-му ученику – Подбери синоним к слову «спешить». (После его ответа Щелчок.)

2-му ученику – Подбери синоним к слову «миг». (Щелчок.)

3-му ученику – Подбери синоним к слову «неприятель».

Молодцы, отважные путешественники, вы прекрасно справились с заданием.

5. Рефлексия.

К сожалению, ребята, наше путешествие заканчивается. Понравилось ли вам оно?

- А в каком городе «лексической» страны мы с вами сегодня побывали? (Синонимы.)

- Что такое синонимы?

- А в каких словарях живут синонимы?

Молодцы! Очень активными путешественниками сегодня были ... Они получают за урок «5». Проявили интерес к городу Синонимов ... Они получают «4».

6. Домашнее задание.

Путешествие наше заканчивается, но вы еще раз вернетесь в город Синонимов, когда будете выполнять д/з. (Слайд 6)

А) П. 68, стр. 144-145.

Б) Написать сочинение-миниатюру «Моя мечта». Для того чтобы ваш рассказ получился выразительным и убедительным, используйте синонимы. При желании воспользуйтесь предложенными рядами синонимов:

  1. Хотеть, желать.
  2. Стремиться, тянуться, устремляться, стараться.
  3. Заветная, сокровенная, заповедная.
  4. Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять.
  5. Думаю, полагаю, считаю.

В) Упражнение №355.

Каждый из вас определяет для себя сам письменное задание.

Спасибо вам за работу! До свидания!


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21