Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок по творчеству Н.В. Гоголя "Что значит быть живыми душами?"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок по творчеству Н.В. Гоголя "Что значит быть живыми душами?"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1024

Ширшова Айнур Сабыровна, преподаватель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (225,78 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • обучающая – формировать у учащихся навыки работы с текстом произведения для понимания глубины и писательской прозорливости; формировать исследовательскую компетентность (от создания учебно-исследовательской работы – к исследовательской позиции в жизни, профессии); формировать представление о взаимосвязи литературы с будущей профессиональной деятельностью учащихся;
  • развивающая – развивать эмоциональный интерес учащихся через осмысление прочитанного;
  • воспитательная активизировать взаимодействие между обучающимися в групповой работе.

Методическая цельактивизация самостоятельной творческой, исследовательской деятельности учащихся через анализ текста.

Формы организации учебной деятельности: работа с группами учащихся, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность.

Методы обучения:

  • диалоговое общение;
  • исследовательская деятельность;
  • проблемное обучение;

Тип урока: комбинированный.

Место урока в теме: систематизация, обобщение знаний и умений для развития собственного «прочтения» произведений Гоголя.

Межпредметные связи: история России, кулинария.

Учебно-методическое обеспечение: тексты произведений Гоголя, учебник «Русская литература XIX века 10 кл.» Г.Н. Ионина, сообщения-презентации учащихся к уроку.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место учителя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места учащихся.

Урок разработан для обучающихся первого курса по профессии "Повар, кондитер".

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Если бы судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом – поваром!»
Сергей Аксаков

Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
I.Организационная часть (1 мин.)
Приветственное слово учителя. Сообщение темы, цели, плана, эпиграфа к уроку.
(Слайд 4 на экране)
План урока:
1. Особенности произведений Гоголя.
2. Отношение писателей к кулинарии.
3. Гоголь и кулинария.
4. Раскрытие характеров героев Гоголя через их кулинарные предпочтения.
(Слайд 3)
Рапорт дежурного.



Запись в тетради темы, плана урока, эпиграфа.
II. Постановка проблемных вопросов (1 мин.)
– Ребята, внимательно прочтите эпиграф и задумайтесь, почему С.Т. Аксаков, один из близких друзей, так говорил о Гоголе? Предлагаю ответить на этот вопрос в конце урока.
– А сейчас подумайте и ответьте, чему, кроме описания природы, портретов персонажей, в своих произведениях Гоголь отводил особое внимание? (Слайд 5)
Почему?
(Предполагаемые ответы учащихся):
– …описанию угощений, пиршеств и к кулинарным вкусам своих персонажей.

– Может быть, потому что на Руси поесть любили всегда. Это хорошая традиция, сохранившаяся до наших дней – встречать гостей за щедро накрытым столом.
III. Представление учащимися результатов исследований (20 мин.)
– Давайте выясним, как через кулинарные пристрастия «оживлялись» герои гоголевских творений? И что значит «быть живыми душами?»
– Вы работали в группах. У каждой группы своя тема (Слайд 6):
1. Групповая работа
1 гр. – «Великие писатели и их кулинарные пристрастия»
2 гр. – «Современники о гоголевском творчестве в литературе и кулинарии»
3 гр. – «Любимые кушанья героев Гоголя»
Чем для Вас были интересны эти темы и почему?
– Так чем же питались великие гении? И как их кулинарные пристрастия влияли на творчество?
– Итак, каким вамтеперь представляется Н.В. Гоголь? Что нового Вы узнали о писателе?
– Какие же кушанья русской кухни Гоголь чаще всего упоминает в своих произведениях? Почему?
(Выступление учащихся с исследовательскими сообщениями-презентациями)
1 гр.: «Великие писатели и их кулинарные пристрастия» (Приложения: презентация 1)
– Они всё же предпочитали простую пищу. Но выбор определялся в зависимости от их настроения. На голодный желудок они точно не творили.
2 гр.: «Современники о гоголевском творчестве в литературе и кулинарии» (Приложения: презентация 2)
– Он был не только великим писателем, но и знатоком кулинарии. Свои любимые блюда он поместил в кулинарном словаре – приложении к первому изданию «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
3 гр.: «Любимые кушанья героев Гоголя» (Приложения: презентация 3)
– Щи, блины, квас, сбитень, кулебяку, расстегаи, вареники, галушки и т. д. Потому что эти блюда были традиционными для эпохи Гоголя.
2. Диалоговое общение по тексту поэмы «Мёртвые души» (15 мин.)
– Давайте совершим путешествие вместе с Чичиковым и «путешествуя» обсудим следующие проблемы: (Слайд 7):
1) Каким кушаньям отдают предпочтения герои «Мёртвых душ»?
2) «Живыми» или «мёртвыми» Вам кажутся герои Гоголя?
3) – Как Вы думаете, почему Николай Васильевич так подробно описывал кулинарные пристрастия своих героев?
4) – И что было бы с поэмой, если бы писатель не стал прибегать к описанию трапез, которые совершали его герои во время встреч с Чичиковым?
(Зачитывают отрывки из текста, анализируют их)
1. «Чичиков в гостинице», глава 1, стр.25) – Герой Гоголя любит сытно и разнообразно поесть прежде, чем начать какое – либо дело.
2. «Чичиков у Коробочки», глава 3, стр. 64) – Помещица Настасья Петровна отличается истинно русским гостеприимством. Но, к сожалению, писатель своё отношение к ней определил однозначно: «дубинноголовая»
3. «Чичиков в трактире», глава 4, стр.68) – Видимо, сытный завтрак у Коробочки для Чичикова был не настолько сытным, если он, приехав в город, заказывает не менее сытный обед, состоявший из «стерляжьей ухи с налимами и молоками, заедая расстегаем и кулебякой с сомовьим плесом»
4. «Чичиков у Собакевича», гл.5, стр.99) – Этот герой внешне напоминает русских богатырей. Но, увы, свои «подвиги» он совершает за столом, съедая за один присест половину бараньего бока.
– Такие герои, как Собакевич и другие живут только насущными интересами, заботясь о сытной еде, поэтому они, скорее, духовно мертвы.
– На этот вопрос отвечает сам автор. «Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей…», – признавался Гоголь и тут же добавлял, что большую часть своих пороков он передавал своим героям, осмеивал их и таким образом избавлялся от них навсегда.
(Предполагаемые ответы)
1) Наверное, мы не смогли бы в полной мере понять характеры героев Гоголя.
2) Мы, как будущие повара, не познакомились бы с шедеврами старинной русской кухни.
3) Меньше узнали бы об эпохе Гоголя и об обычаях и традициях русского гостеприимства и т.д.
4) Таким образом, поэма, возможно, потеряла бы свою привлекательность для нас, будущих поваров.
3. Слово учителя (1 мин.)
После смерти великого художника среди многочисленных бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской, написанной уже после сожжения второй части «Мертвых душ»: «Будьте живые, а не мертвые души!» (Слайд8)
Что это? Прокомментируйте. Выскажите свои предположения.
Почему Вы так решили? Обоснуйте свой ответ.
(Предполагаемые ответы)
– Больше всего это похоже на завещание. Наверное, это и есть то самое главное, что хотел сказать нам, своим потомкам, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он предостерегает нас от ошибок, от возможности «омертветь» душой, если жить, заботясь только о материальной стороне жизни…
4.Рефлексия урока (5 мин.)
Что нового Вы открыли для себя, как будущие специалисты, в книгах Гоголя о кулинарии, еде, её приготовлении?
Можно ли назвать «Мёртвые души» своеобразной книгой рецептов русской кухни того времени? (На слайдах 9, 10, 11, 12 кулинарный словарь блюд, описываемых Гоголем)
– На листах – заготовках запишите названия блюд, которые Вы хотели бы приготовить.
– Описание кулинарных реалий в его творчестве так красочно, что у современного читателя, не знакомого с этими русскими блюдами, возникает желание попробовать эти самые «щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам»
– Да, книгу Гоголя можно назвать книгой рецептов, потому что можно по ней приготовить описанные блюда.
(Записывают названия понравившихся блюд)
5. Слово учителя (1 мин.)
– Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли Вы со словами С.Т. Аксакова о Гоголе? (Слайд 4)
– Итак, сегодня мы с вами проследили связь поколений через века, я очень надеюсь, что Вы будете продолжателями традиций по созданию кулинарных шедевров русской кухни и сумеете заинтересовать современников той удивительной едой, которую предпочитали наши предки, рецепты которой сохранили наши писатели, историки.
Кого из героев Гоголя можно считать «живой душой»? Почему?
– Да. Если бы судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он непременно стал бы поваром. Об этом говорят те факты из его биографии, которые здесь прозвучали.
– Из галереи портретов помещиков, пожалуй, никого. Но в поэме есть герои из народа, которых нет в живых, но они живы в памяти. Например, крестьяне Собакевича, мастера своего дела.
IV. Домашнее задание (1 мин.)
А что значит, по-вашему, «быть живыми душами»?
Подумайте и напишите об этом дома в мини-сочинении. (Слайд 13)
Преподаватель выписывает названия блюд, которым отдали предпочтения ребята. (После урока передаёт мастеру производственного обучения для работы на уроке производственного обучения для создания мини-проекта «Гоголевский стол»)
Запись домашнего задания
V. Подведение итогов урока (выставление оценок)

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21