ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Обобщающий урок по разделу "Лексика"

Добавлено: 2022.01.15
Просмотров: 41

Филонова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Обобщить и закрепить знания и умения учащихся в области лексикологии.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать активность, дружелюбие, умение работать в коллективе, самостоятельно преодолевать трудности.

Форма урока: класс делится на группы. Ребята выбирают капитана команды, придумывается название, связанное с темой урока. Задания выполняются в тетрадях для контрольных работ, для работы нужны ручки, карандаши, линейки, толковые словари.

Ход урока

Учитель: Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы должны вспомнить все, что изучили в разделе “Лексика”. Задания подобраны непростые, требуют от вас смекалки, находчивости и умения работать вместе. И начнем мы с Древней Руси. Перенесемся в XII век.

1. Внимательно посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова.

На доске:
Былина, богатырь, старина, гридница.

– Каждое слово имеет свое значение, поэтому посмотрим их значения в толковом словаре.

  • Былина – факт, событие, истина, невымысел.
  • Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
  • Старина – давно, давно минувшее время.

– Почему нет слова гридница? Что обозначает оно? Почему мы не встречаем это слово в нашей повседневной жизни?

Вот как пишет А.С.Пушкин в поэме “Руслан и Людмила”:

“В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя славного Руслана…”

Слово гридница имело значение “помещение, где князь и дружина устраивали приемы и торжественные церемонии”. Какие былины вы знаете? Какие имена богатырей помните? Кто автор этих строк?

“Дела давно минувших дней,
Преданье старины глубокой”.

Как называется произведение? Как звали главного героя?

Записываем слова в тетрадь, ставим ударение в словах.

Назовите слова с двумя безударными гласными в корне.

Подберите проверочные слова.

Язык Древней Руси –это язык далекого прошлого. Но прошлое языка постоянно напоминает о себе. Внимательно посмотрите на эти отрывки из поэмы “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина:

Уже Фарлаф по граду мчится,
И шум на стогнах восстает…

В полях наездники мелькают,
Вдали подъемля черный прах

В устах открытых замер глас,
И пал без чувств он на колена.

2. Найдите устаревшие слова, подберите к ним слова современного русского языка.

По граду –
На стогнах –
Подъемля –
Прах –
В устах –
Глас –
На колена –

3. Продолжим это задание. Я показываю вам карточки с устаревшими слова, вы записываете слова современного русского языка.

Ворожея –
Кудесник –
Зеница –
Шелом –
Школяр –
Изречь –
Лик –
Отрок –
Трапеза –
Врата –

Подчеркните полногласия в словах. Назовите эти слова.

5. Как известно в Древней Руси любили задавать трудные вопросы. Некоторые из них дошли до наших дней.

*Мог ли князь надеть на себя зипун, подвязаться кушаком?
*Можно ли молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами?
*Найди “лишнее” слово:

кучер, ямщик, каретник;
богатырь, ратник, вельможа;
аршин, сажень, овин.

Пора возвращаться из XII века. Мы продолжим свое путешествие уже в новом веке. Наша жизнь постоянно меняется, на смену одному поколению приходит другое. На смену старым словам приходят новые.

Как мы называет новые слова в русском языке?

6. Известно, что слово детектив впервые употребил Марк Твен, слово “промышлен– ность” придумал русский писатель Н.М.Карамзин. Объясните значения этих слов. Проверьте по толковому словарю.

7. Образуйте слова от имен собственных при помощи суффиксов -ец-.

Лужков
Горбачев
Гайдар
Молчанов

8. Узнай слово только по началу этимологической справки к нему.

*лат.maximus (максимус)
*лат.novus (новус)
*лат.optimus (оптимус)
*лат.maior (майор)
*лат.sekundus (секундус)
*лат.trado (традо)
*лат.litera (литера)
*лат.plane (плане)

9. Узнай слово по толкованию его лексического значения.

*Водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или желтыми цветками, водяная лилия.
*Дикая кустарниковая роза с простыми цветками.
*Старинный, чудной человек.
*В саду, в огороде: фигура наподобие человеческой для отпугивания птиц.
*Прибор, отсчитывающий время в пределах суток.
*Общее название пород служебных пород.
*Небольшой, чащелиственный лес.

10. Найти устойчивые сочетания слов.

Оказался молодцом, смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.

За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.

Дать толкование найденных фразеологизмов.

11. Замените слова жаргонной лексики словами нормативной лексики.

Слинять –
Вкалывать –
Дрыхнуть –
Кляча –
Морда –
Предки –
Бабки –

12. Запишите слова, имеющие в своем составе греческое tele (теле), что значит “вдаль, далеко”.

13. Какими близкими по значению словами и выражениями можно заменить следующие слова.

Лихой (человек)
Льётся
Привязалось
Добро

14. Кроссворд.

Литература

Бирих А.К. Долгова И.А. Слово о русском языке.