Преподавание русского языка Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении норм употребления производных предлогов. 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2474 Макарова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,9 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент (Слайд 2) Запишите в тетрадь: Число. Классная работа. На этом уроке мы продолжаем изучение служебной части речи – предлог. 2. Актуализация знаний (Слайд 3) – Используя знания, приобретенные на предыдущих уроках составьте УВ по началу фразы: (Слайд 4) Предлог – это … (Слайд 5) Может употребляться с … (Слайд 6) С помощью предлогов могут передаваться следующие грамматические значения…. (Слайд 7) В предложении предлоги… (Слайд 8) По строению предлоги бывают… (Слайд 9) – Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Употребление производных предлогов». 3. Целеполагание – Внимательно посмотрите на тему урока и подумайте, какую цель вы должны достигнуть на сегодняшнем уроке? Обсуждение. (Слайд 10) – Итак, цель сегодняшнего урока (для учеников) – 1) Знать нормы употребления существительных с производными предлогами. 4. Работа с текстом – А сейчас мы с вами будем работать с отрывком из статьи известного композитора Дмитрия Шостаковича. (Слайд 11) Перед вами портрет этого композитора. Дмитрий Шостакович в тяжелые годы Великой Отечественной войны продолжал писать музыку в блокадном Ленинграде. Всему миру известна его «Ленинградская симфония», которая поднимала дух народа, вселяла в него силы. Произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу и безграничную любовь к своему городу и стране. Прочитаем выразительно текст. У каждого ученика на парте распечатанный текст. 1. Любите и изучайте великое искусство музыки. Вопросы классу: – К какому стилю и типу речи можно отнести текст? Объяснить свою точку зрения. (Слайд 12) Поработаем по группам. (Задания для каждой группы в распечатанном виде на партах) Задание для 1 группы:
Задание для 2 группы:
Индивидуальное задание ученику: выпишите из текста все производные предлоги с сущ.(работа ведется на доске) – Сегодня на уроке мы узнаем, как употребляются производные предлоги в речи. 5. Работа с лингвистическим текстом (Слайд 13) – Откройте учебник на с. 138, где расположен лингвистический текст, с которым мы знакомились на прошлом уроке. Сейчас мы будем работать с последним абзацем статьи. Прочитайте его. (Слайды 14, 15) – Обратимся к таблице, которую мы составляли на предыдущих уроках. (Таблица есть у каждого ученика в папке с правилами). Составьте с каждым производным предлогом, кроме выделенных, словосочетания и определите падеж существительного. Внесите падеж в таблицу. (Слайд 16) – Обратимся к заданию, которое выполнялось на доске. Посмотрите, с каким падежом существительных в тексте употребляются предлоги «благодаря» и «вопреки».
(С дательным падежом) – Обращаю ваше внимание на трудности, которые могут возникнуть с употреблением этих предлогов в речи. Не случайно они выделены в таблице цветом. (Слайд 17) – Допишем падеж в таблицу. 6. Самостоятельная работа (Слайд 18) Задание. Составьте словосочетания с данными предлогами, употребляя существительные в нужном падеже (выполняется устно эстафетой). Согласно (желание, телеграмма, известие) Запишите в тетрадь по одному словосочетанию с каждым предлогом, укажите над существительным падеж. 7. Здоровьесберегающие технологии (Слайд 19) (Стих + физкультминутка – действия может придумать учитель)
Промежуточная рефлексия: – Чему мы сейчас научились? 8. Новые знания (проблемный вопрос) (Слайд 20) Рассмотрите рисунок и предложения, записанные по ним. Благодаря выпавшему снегу вокруг стало светлее. – Какое грамматическое значение передает предлог благодаря? (Значение причины) (Слайд 21, щелчок) – В каком случае, на ваш взгляд, предлог употреблен неправильно? Почему. (Предположения учеников) (Слайд 21, щелчок – замена предлога) В русском языке существует несколько способов выражения причины с помощью предлогов. Следует различать употребление производных предлогов БЛАГОДАРЯ и ВСЛЕДСТВИЕ.
9. Задание на понимание нового материала (Слайд 22) – Прочитайте предложения. Подумайте, во всех ли предложениях уместно употребление предлога «благодаря»? Запишите в тетрадь в исправленном виде только те предложения, в которых вы нашли ошибку.
Самопроверка (Слайд 23)
У вас на столах тестовая работа, которая поможет вам объективно оценить, насколько вы усвоили материал урока. 10. Этап самооценивания (Слайд 24) Тест 1. В каком ряду указаны непроизводные предлоги?
2. В каком ряду указаны производные предлоги?
3. В каком падеже нужно употребить существительное ПРИКАЗ в предложении Согласно приказ…. я должен был срочно выехать.
4. Найди ошибки в употреблении падежной формы существительного.
5. Найди предложение с ошибкой в употреблении предлога.
Выполним самопроверку работы (Слайд 25) Правильные ответы:
(Слайд 25, щелчок – Молодцы!) 11. Итоги и рефлексия – Вернемся к целям, которые были поставлены нами в начале урока? (Слайд 26) – Достигли ли мы их? (Слайд 27) – Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
12. Комментирование оценок за урок 13. Домашнее задание (Слайд 28)
*** Критерии работы над устным высказыванием есть у каждого ученика. Такая работа ведется мной с 5 класса. Но ее не поздно начать на любом этапе обучения. Данные критерии взяты из методических разработок к учебнику русского языка под ред. С.И.Львовой. Критерии оценки устного высказывания (УВ) на лингвистическую тему: 1) Правильность сообщаемых фактов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |