ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок (русский язык+химия). Тема урока: "Связь в словосочетании" (8-й класс)

Добавлено: 2020.03.05
Просмотров: 14

Пинигина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы; Дивинская Юлия Сергеевна, учитель химии

Оформление: запись темы урока, портрет Д.И. Менделеева, компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Русский язык 8 класс”.

Цели урока:

  • Образовательная: закрепить понятие о видах связи слов в словосочетании; формирование умений определять способ связи слов в словосочетаниях, правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования.
  • Развивающая: используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся, расширять их словарный запас.
  • Воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Эпиграф:

“Мир сложен, он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых загадок,
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом наводит порядок”
О.Н. Смолякова

Презентация (слайд 1)

Ход урока

  1. Организационный момент

Введение: сегодня нам предстоит закрепить понятие о видах связи слов в словосочетаниях, а изучать виды связи, строение словосочетаний мы будем на текстах, знакомящих нас с личностью великого учёного Д.И. Менделеева (учитель читает эпиграф). Это великий русский учёный – энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог, метеоролог. Это наш земляк, сибиряк. Родился он 27 января 1834 года в Тобольске.

  1. Орфографическая пятиминутка (правильному написанию данных ниже слов поможет знакомство с их историей, изменениями, происшедшими с ними, - смысловыми, фонетическими, в морфологическом составе). (Слайд 2)
  • Непреклонный (от клон – по-клон; восходит к “преклонить перед кем-то колени”);
  • Прилежание (усердие в труде, учении; восходит к “прилегать к чему-либо”);
  • Преподавать (“передавать знание другим”);
  1. Запись темы урока на доске и в тетрадях.

Записать в столбик словосочетания, оставив первую строчку для записи после объяснения; найти главные и зависимые слова; определить, какой частью речи выражено зависимое слово; слева в столбик записать схемы словосочетаний.

Учился Д.И. Менделеев с особым прилежанием и в 1857 году закончил Петербургский педагогический институт с золотой медалью (предложение появляется на слайде 3).

Согласование

  • особое прилежание
  • педагогический институт
  • золотая медаль
  • русский учёный
  • интегрированный урок
  • эти открытие
  • растворимый в воде
  • второй элемент
  • прилагательное + существительное
  • прилагательное + существительное
  • прилагательное + существительное
  • прилагательное + существительное
  • прилагательное + существительное
  • прилагательное + существительное
  • прилагательное + существительное
  • прилагательное + существительное

(Слайд 4).

Изменится ли зависимое слово, если изменить главное?

Даётся понятие “согласование”. Подписать под столбиком, какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании. Определите грамматическое значение записанных слов. Заполнить колонки “Управление”, “Примыкание”.

На доске текст (слайд 5):

Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвиденье и пользу. Он писал: “Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения”.

  • Управление: обладал мышлением, представлял цели, составляет изучение, писали о нём.
  • Примыкание: представлял ясно, очень быстро, говорил улыбаясь, преподавал доступно.
  1. Тренировочные упражнения. (Слайд 6)

Подберите к существительным лекция, учёный, речь, оценка прилагательные со значением “очень хороший” (блестящий, яркий, высокий, талантливый). Определите вид словосочетаний, их грамматические значения.

Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, открыть, потрясти? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматические значения.

Работа с текстом на слайде 7:

Дмитрий Иванович Менделеев – один из величайших учёных мира. Величайшим достижением творческой деятельности Д.И. Менделеева было открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов. Выдающимся трудом этого учёного является его книга “Основы химии”, в которой впервые вся неорганическая химия была изложена на основе периодического закона. Заинтересовавшись железорудной промышленностью Урала, рекомендовал использовать руды Кузнецкого бассейна. Он, как патриот свой родины, внёс много ценных предложений для развития различных отраслей отечественной промышленности.

  • Определите основную мысль высказывания.
  • Назовите по 2 словосочетания с разными видами связи слов. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.
  1. Подведение итогов

Мы познакомились сегодня с понятием “виды связи слов в словосочетании”, тему рассматривали на примере текста о жизни нашего соотечественника, великого учёного Д.И. Менделеева. Его стремление к новому, неизведанному – пример для нас.

  1. Домашнее задание: Охарактеризуйте научное и практическое значение открытий Д.И. Менделеева (составить несколько предложений). Выписать из этих предложений по 2 словосочетания с разными видами связи, сделать их синтаксический разбор. (Слайд 8).

Приложение (слайд-презентация)