Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме "Два поколения в романе А.А. Лиханова "Мой генерал"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1385 Суворова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Познавательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Оборудование урока:
Формы работы:
Ход урока1. Вступительное слово учителя.Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомимся с человеком, который родился и вырос в г. Кирове. В нашем городе происходило становление его личности, и даже сейчас, будучи взрослым человеком, он каждый раз с теплотой в душе вспоминает годы, проведенные в родном городе. Его именем названы чтения, проходящие в городе ежегодно осенью, библиотека, для которой он сделал многое. В настоящее время он возглавляет Российский Детский фонд. Я думаю, что вы знаете, о ком у нас пойдет речь на уроке. Да, это наш земляк, детский писатель Альберт Анатольевич Лиханов. О его романе мы и будем сегодня говорить, размышлять над его героями. А произведение, которое мы с вами прочитали, готовясь к уроку, - роман для подростков “Мой генерал”. 2. Сообщение ученика о жизни и творчестве А.А. Лиханова.(Задание было дано заранее). (Слайды 4 – 9). А.А Лиханов родился 13 сентября 1935 года в г. Кирове. Его детство прошло в годы Великой Отечественной войны. Память ребенка чутко воспринимала особенности времени, судьбы людей, которые были рядом с детьми. Все впечатления, связанные с этими годами, станут впоследствии живым родником, питающим его творчество. В 1953 г. он окончил Кировскую среднюю школу №16, а в 1958 г. – отделение журналистики Уральского государственного университета им. Горького, где пишет очерки молодёжи. В г. Кирове 1959 г. выходит первая книга “ О благородной королеве, золотых зёрнах и горячих сердцах”. После этой книги А. Лиханов пробует себя в разных жанрах: очерки, рассказы, историческая повесть. Основными темами его произведений стали подростки, история Вятки. Активно работает в журналистике. А. А. Лиханов был редактором газеты “Комсомольское племя” в г. Кирове, а также организовал писательский творческий клуб “Молодость” в г. Кирове. Журналистская работа позвала Лиханова в Сибирь. Там же началось и литературное творчество молодого журналиста. Многие произведения А. Лиханова - это наблюдения, размышления о взаимоотношениях взрослых и подростков. Он показывает, что мир детства и отрочества – это мир со своими проблемами, вопросами, порой с гамлетовским трагизмом “быть или не быть?” За трилогию “Семейные обстоятельства” (роман “Лабиринт”,1970, повести “Чистые камушки”,1963, и “Обман”, 1973), а также романы “Музыка” (1971) и роман для детей “Мой генерал”(1975) удостоен премии ленинского комсомола. В 1970 году Лиханова принимают в Союз писателей. А с 1975 года он становится главным редактором журнала “Смена”. Забота о детях, подростках, оказавшихся в беде, лишенных материнского и отцовского покровительства, заставляет А.А. Лиханова возглавить Детский фонд. В 80-90-е годы писатель пишет и публикует ещё один роман для детей – “Русские мальчики”, который также посвящает детям. Произведения нашего земляка переведены на многие языки, по некоторым сняты фильмы. А.А. Лиханов удостоен Государственной премии им. Н.К.Крупской, международной премии им. Януша Корчака, им. М. Горького, им Б. Полевого. Писатель - член-корреспондент Российской Академии образования, директор научно-исследовательского института детства Российского Детского фонда. 3. Беседа по вопросам.(Слайд 10 – 17).
4.“…Мы бежим по лужам к военному самолёту, который привёз наконец моего деда, я вглядываюсь и жду, как сейчас дед появится на пороге двери самолёта… Я проношусь мимо какого-то маленького старика в пальто и кепке…” - Почему Антон при первой встрече не узнал своего деда? 5. Первое впечатление о своём дедушке:оправдалось ли оно? Почему? (Приведите примеры из текста.) 6. Кем стал для Антона дедушка?7. Что удивило внука в его дедушке?8.“Я не знаю, сколько просидел, думая про этих внуков и про себя. Надо же! Я ведь тоже генеральством гордился. Считал, что лучше других. Выходит, я тогда на этих походил. Может, только одеждой и отличался.” Что понял Антон, когда встретился с внуками других генералов в Москве? И почему он об этом задумался? 9. Расскажите о жизни Антона – большого. Какую военную тайну боялся рассказать дед внуку?10. Почему так переживал дед?11.Как отнёсся мальчик к военной тайне деда?12. Работа в группах. (Слайд 18).Учащимся в группах дается задание: обсудить вопрос: “Какие уроки жизни Антон маленький получил у Антона большого?”, сформулировать тезисы и записать их в тетрадь. Ребята обсуждают этот вопрос, а затем представляют свои варианты ответов. (Возможные варианты ответов):
13. Подведение итога урока.Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.
14. Домашнее задание.(На выбор).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |