ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. 9-й класс

Добавлено: 2019.09.28
Просмотров: 1

Стародубцева Анастасия Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: сформировать у учащихся единое, целое представление о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Задачи:

  • Образовательные:
    • усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
    • формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
    • повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.
    • формирование умений составлять схемы БСП;
  • Задачи личностного развития:
    • формирование у обучающихся положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала;
    • развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; устанавливать причинно-следственные связи;
    • развитие творческих способностей.
    • способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов;
    • способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через сотрудничество;
    • формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
  • Метапредметные задачи:
    • формирование осознания эстетической ценности русского языка;
    • воспитание любви к слову на примере материала урока, гордости за нашу родину в освоении и ознаменовании года космонавтики.

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, взаимообучение.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативная, деятельностный подход, элементы технологии сотрудничества.

Структура урока: мотивация, введение в тему урока, погружение в тему урока, первичное закрепление знаний, расширение знаний, итог, закрепление, рефлексия.

Структура урока:

I. Организационный этап 1 мин.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний 7 мин.
III. Этап усвоения новых знаний 15 мин.
IV. Этап первичной проверки усвоения знаний 12 мин.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

2 мин.

VI. Этап рефлексии. 3 мин.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Сегодня встретились мы в первый раз
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
Но как ни краток встречи срок
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Я работаю в Новопортовской школе-интернате, преподаю в 5 и 9 классах. Люблю свою работу, потому что нет другой такой профессии, в которой результаты твоего труда будут столь важны и настолько очевидны. Я убеждена: образование является одним из решающих факторов индивидуального успеха. Надеюсь, я удовлетворила ваше любопытство, а вот сегодняшний урок – ваша визитка, вы покажете себя. Расскажите о себе: что вы любите, что цените в человеке, почему.
– Ребята, при помощи каких предложений я рассказала о себе. Назовите тип этих предложений.

1. Фронтальный опрос. Работа со “слепой схемой” (Приложение 2)

Индивидуальное задание:

– Кто из вас желает проверить свои знания по теме «Запятая в бессоюзном сложном предложении», решив тест на компьютере?

– Что такое бессоюзное сложное предложение (БСП)? Назовите его признаки.

– Когда между частями БСП ставится запятая? Когда следует ставить точку с запятой в БСП?

– Правила употребления знаков препинания в БСП – один из самых трудных разделов пунктуации. Основная пунктуационная ошибка заключается не в пропуске знака препинания, а в выборе его. Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений между частями предложения.

Работа с текстом: (слайд 3)

Проанализируйте предложение по плану:

1) определите количество грамматических основ;
2) укажите вид смысловых отношений между частями предложения;
3) объясните постановку запятых между частями бессоюзного сложного предложения;
4) предложите, какой союз можно подставить между частями, где стоит двоеточие.

– Что разделяет двоеточие в данном отрывке?
– В каких случаях мы ставим двоеточие?

2. Сообщение темы, целей урока.

– Открываем тетрадь, записываем дату сегодняшнего урока.
– Сделайте морфемный анализ слова «бессоюзные»

3. Буквенный диктант

Вспомним правописание приставок на з- и с-. Отработаем задание ГИА В3, формулировка которого звучит как: «Из предложений 15-16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»

1. бе…ценный, бе..граничный, и..чезать
2. бе..цельный, ра..смотреть, в..порхнуть
3. ра..порядок, бе..конечный, ра..гадать

Проверка:

1. с, з, с
2. с, с, с
3. с, с, з

Заполняют пустые блоки

1 ученик за компьютером решает тест. Программа-тренажер по завершению теста выводит результат в виде оценки.

– БСП – это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов.
– Запятая между частями БСП ставится, если выражается значение перечисления. В этом случае между частями бессоюзного сложногопредложения можно поставить союз и.
Между частями БСП со значением перечисления может ставиться и точка с запятой, если части предложения более распространены.

1) 6 грамматических основ.
2) Между частями предложения значение перечисления.
3) Между частями БСП ставим запятые, поскольку выражается значение перечисления, можно поставить союз и.
4) Между частями можно подставить союз а именно.

Двоеточие ставим в простом предложении, осложненном однородными членами предложения перед обобщающим словом; при прямой речи; в БСП.

III. Этап усвоения новых знаний
1. Проблемная ситуация: (слайд 6)

Сопоставьте предложения. Назовите вид придаточного. Есть ли в данных предложениях слова на орфограмму: правописание приставки на глухой/звонкий согласный.

Сначала рассматриваем 1-й столбик.

1. Какие это предложения: простые/сложные?
При помощи каких союзов соединены части предложения?
Посмотрите на предложения 2 столбца. Что изменилось в них? (Опущены союзы)
– Сделайте вывод, когда же ставится двоеточие, при каких отношениях между его частями (все ответы выслушиваются, делается общий вывод)
Вывод: Конструкцию БСП можно изменить в СПП с придаточным причины и изъяснения.

2. Работа с теоретическим материалом учебника (стр. 130)

Посмотрите, обо все ли мы сказали.

Физминутка

Чтобы в космос нам слетать,
Нужно много нам читать, считать, писать.
Нужно сильными, здоровыми нам быть.
Физкультуру нужно нам любить.

Космонавты большое внимание уделяли физической культуре, спорту.
Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости и выносливости играют физические упражнения.

Встали, тянемся к звездам, солнцу, тянем позвоночник (руки вверх). Посмотрели направо, затем налево
Закрыли глаза – чертим восьмерку перевернутую, бесконечность, совершаем полет вокруг земли.
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки красоты, здоровья и физической работоспособности человека.

Первое предложение сложноподчиненное с придаточным причины. Второе предложение сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

Ученики записывают два предложения и составляют к ним схемы.

[ ]:[причина] (потому что, так как)
[ ]:[дополнение] (что)

Схема [ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал)

[ ]:[пояснение] а именно

IV. Первичное закрепление знаний
«На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно».
Материал для наблюдения. Исследование в парах (Приложение 1)

Спишите предложение. Определите смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении. Какой союз можно вставить между частями. Составьте схемы к этому предложению.

1-я группа предложений: ЮПИТЕР

  • Я испытывал большое счастье: я был первым человеком в космосе.
  • Гагарину хватало времени на все: он был предельно организованным человеком и знал цену времени.
  • Афишировать свои чувства было не в характере Гагарина: он просто любил, просто заботился о своих близких.
  • В космос космонавты берут с собой портрет Гагарина: он пример мужества, отваги, верности к долгу перед нашей великой Родиной.

2-я группа: САТУРН

  • Поселившись в Звездном городке, космонавтам быстро пришлось убедиться: предстоит немало трудиться и учиться.
  • Будущие космонавты уяснили: главной задачей будет оценка возможностей человека вести полезную работу в космосе.
  • Мы хорошо понимали: нас ждут не увеселительные межзвездные прогулки, а напряженная работа.
  • Каждый космонавт знает: самое тягостное время – последние минуты на Земле, вне корабля.

3-я группа: ВЕНЕРА

  • Космонавт всегда готов к любой неожиданности: он умеет переносить внезапные изменения температуры и точно сориентировать корабль.
  • Сообщения с борта космического корабля были утешительные: Гагарин хорошо переносил условия полета.
  • Началось невообразимое после спуска корабля «Восток»: мы прыгали и кричали от восторга.

– Ребята, давайте с вами вернемся к стихотворению, с которого начали анализ БСП. Как вы объясните постановку двоеточия в этом случае. Какие смысловые отношения меджу частями? Какой союз можем вставить?
Вот и состоялось наше знакомство: вы показали свое умение анализировать, отвечать, мыслить.

Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»).

Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»).

Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»).

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению
1) Упр. 197 по заданию в учебнике.

2) НА ВЫБОР: используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение по теме: «Полетим ли мы на Марс?» или сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужно двоеточие?»
Свои работы вы можете отправить на мою электронную почту по адресу: nastasia408@mail.ru

VI. Этап рефлексии
– Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока.
– Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену.
«Знаю», «умею» – это 1 балл,
«нет», «не уверен» – 0 баллов.
– Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными.
Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
– Сегодня у вас есть возможность оценить свою работу самому. В день знакомства я принимаю вашу оценку. Поставьте ее в свои дневники и впервые распишитесь в нем напротив оценки.
Критерии:

1. Знаю условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.
2. Знаю условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
3. Умею определять смысловые отношения.
в бессоюзном сложном предложении.
4. Умею находить в тексте бессоюзное сложное предложение.
5. Умею составлять схемы бессоюзного сложного предложения.

Список электронных образовательных ресурсов

1. Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза»
2. Презентация «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» (Приложение 3)