ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Русский язык "Правописание суффиксов -ек, -ик" (3-й класс)

Добавлено: 2019.09.23
Просмотров: 4

Соломина Екатерина Васильевна, учитель начальных классов

Цель:

  • Формирование представления  о правописании суффиксов – ек, - ик.
  • Самостоятельная  формулировка учащимися вывода о  том, как узнать, какой суффикс надо писать в слове.
  • Развитие самостоятельности  мышления и познавательной потребности у  учащихся.

ХОД УРОКА

 1. Организационный момент
 -Приветствие друг друга, гостей.
(Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь)

2. Вступительное слово учителя.
Приложение 1.
-Сегодня на уроке мы будем исполнять с вами роль спасателей, а спасти мы должны героя книги Лии Борисовны Гераскиной  «В стране невыученных  уроков», Виктора Перестукина, который за один учебный день умудрился получить 5 двоек. И обидевшись  на него учебные предметы, тетради отправили его «В  страну невыученных уроков». И он к нам  обращается  с письмом (Учитель зачитывает письмо)

ДАРАГИЕ РИБЯТА!
ПОМОГИТЕ МНЕ ЗБЕЖАТЬ ИЗЭТОЙ СТРАНЫ, Я  ОБЕЩЯЮ ХАРАШО УЧИЦА,
Витя перестукин.
Приложение 2
-Ребята, а вы ничего не заметили в этом письме? (Ошибки)
-Давайте, исправим их. (Исправляют ошибки)
-Ну, что, поможем Вити вернуться в родную школу?
-Но, одно условие, мы сможем ему помочь, если правильно  выполним все предложенные нам задания. Вы согласны? Ну, тогда в путь!

3. Минутка чистописания.
-Посмотрите на тетрадный лист, в котором Витя  писал букву.
-Что это за буква? (На листке написана буква П не правильно, дети находят  и называют ошибки)
-Создайте  свою  букву при помощи  пальцев, листочков. (На партах листы бумаги, дети конструируют букву, путем вырывания)
-Какая это буква? (Печатная)
-Чем отличаются печатные от письменных?
-Из каких элементов состоит?

Дети пишут в тетрадях букву после показа учителя.
-Дайте характеристику звуку.
Написав  правильно букву мы можем продолжить путь при помощи Витиного друга мяча именно он укажет нам дорогу
Приложение  3.

Ты лети футбольный мяч,
Не в припрыжку и не вскачь
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну веди,
Где живут ошибки Вити,
Чтоб они  среди событий,
Полных  страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог.
Мяч прилетает на полянку  «Загадка» Приложение 4

   4.Словарная работа.
-Учитель читает загадку:

В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат
В суп кладут и так едят.
-Что же это?
-Верно помидор. (Обсуждение правильного написания)
-К какой части речи относится  это слово? (имя сущ.)
-Назовите однокоренные слова (Помидорчик, помидора, помидоры)
(Записать одно слово и разобрать его по составу)
-При помощи, какой части  образованны новые слова? (Суффикс, окончание)

НАШ МЯЧ ПОКАТИЛСЯ К (!) ЗНАКУ,ЧТО ЖЕ ПРЕДЛАГАЕТ ВЫПОЛНИТЬ НАМ (!) ЗНАК?

Приложение  5.

5. Работа в группах
«Собери слово»
(Работают в 3  группах . Каждой группе раздаются карточки и ножницы)

Приставка
Залез
Занос
Расписка
Корень
готовить
морозец 
краски 
Суффикс
ночка
горка 
дочка     
Окончание 
коса 
листочки
лапа 

НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРИ СЛОВА
ЗАГОТОВКА              РАСКРАСКА           ЗАМОРОЗКИ

(Дети по выбору записывают одно слово и разбирают его по составу)

6. Физ. Минутка

7. Новая тема.
МЯЧ ПРИВЕЛ К БОЛЬШИМ ВОРОТАМ
Приложение 6.
-Чтобы открыть замок, нужно узнать, как правильно написать в словах суффиксы замоч-ек , -ик? Ключ - ек, -ик?
СООБЩЕНИЕ ЗАДАЧИ УРОКА
(ВЫСЛУШИВАЮТСЯ  ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ)
-Вместе постараемся решить эту проблему.

НА ДОСКЕ ОПОРНЫЕ СЛОВА С ВОПРОСАМИ

Нет  чего?
Дать чему?
Думать о чем?
Ключика
Ключику
О ключике   
замочка
замочку
о   замочке

-Изменим  форму  слова при помощи  опорных слов и вопросов.
-Что вы заметили? (Высказывания детей)
-Что произошло с  гласной в суффиксе?
(Если дети затрудняются, учитель сам подводит к выводу)

ВЫВОД: ЕСЛИ ИЗМЕНИВ ФОРМУ СЛОВА ГЛАСНАЯ ВЫПАДАЕТЮТО ПИШЕМ СУФФИКС - ЕК, ЕСЛИ  ГЛАСНАЯ НЕ ВЫПАДАЕТ ТО ПИШЕМ –ИК.
Приложение 7.

8. Работа по учебнику.
-Давайте прочитаем вывод   стр.154 и сравним с выводом, к которому мы пришли с вами. (Чтение)
-Для закрепления выполняем упр №109 по заданию
(Дети «цепочкой»  выходят к доске и записывают слова)
Веночки-веночек, кирпичи-кирпичик, чулочки-чулочек, клубочки-клубочек, карандаши-карандашик, ключики-ключик, шалаши-шалашик.
Итак,мы помогли Вити выбраться из «Страны невыученных  уроков».
А сейчас проверим все ли вы запомнили  правописание суффиксов –ек,-ик?

9. Рефлексия
НА СЕНСОРНОМ КРЕСТЕ ВИСЯТ КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
(Дети снимают и работают в парах)
-Задание вставить правильный суффикс,и отметить в таблице: Если –ек-1
Если- ик-0
ШАРИКИ,СУХАРИКИ,ГОРШОЧЕК,СОВОЧЕК,ПРОВОДОЧЕК,КУЛИЧИК,КИРПИЧИК,ОВРАЖЕК,БАРАШЕК,ПЛАТОЧЕК,ШНУРОЧЕК

ОТВЕТ:00111001111

10.Итог урока
11.Настроение
12.Выставление оценок
13.Д/з

Приложения