Преподавание русского языка Обобщающий урок в 5-м классе по теме «Лексика "Много слов на Земле…"»Добавлено: 2019.08.05 Просмотров: 13 Исказиева Наталья Константиновна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Обучающая:
Развивающая:
Воспитывающая:
Ход урока 1. Оргмомент. Инструктаж по технике безопасности. 2. Чтение ученицей отрывка из стихотворения В.Шефнера.
3. Беседа с классом. Учитель говорит о важности такой многоликой единицы как слово: “которым “можно и убить, и спасти, и полки повести”. А что это за разноликие слова, поможет вспомнить таблица. (ИКТ), (Приложение1) Фрагмент из х/ф “12стульев”. 1) Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту Исследователей, составляет 12000слов. Словарь негра из племени “Мумбо-Юмбо” - 300 слов. Словарь Эллочки Щукиной из произведения “12 стульев” Ильфа и Петрова и того меньше. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30. На самом деле словарный состав нашего языка не 30, не 300 и даже не 12000 слов. НА ЭКРАНЕ.
Сколько же всего? Полмиллиона? Почти миллион! - А как называется словарный запас одного человека, каждого из нас? - Да, мы знаем слова с раннего детства, что называется, впитали их с молоком матери. Но чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять, сочетать. Иначе может получиться, в лучшем случае, смешно, например, вот так. (ЛУЧШЕ НА ЭКРАН). Исправьте ошибки:
* Итак, слова – это строительный материал, кирпичики, из которых можно построить красивый величественный замок, а можно безобразный шаткий сарай, единственным украшением которого будет большой замок. * Кстати, ребята, с каким лексическим явлением вы встретились в этом предложении? (Омофоны – замок – замок) 2) Можно ли есть тарелки? Может ли коровья голова пастись отдельно от туловища? Может ли человек быть слоном? Могут ли человека после брани окружить почётом? Может ли дело быть в шляпе? - Да, да, да! Но при условии, что человек толст и массивен, как слон, суп наливают в тарелку, а голова является частью коровы. При этом мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения и называем переносными. 3) РАБОТАЕТ КЛАСС – УСТНО.
НА ЭКРАНЕ Стальная воля – Железная энергия – Золотое сердце – Крутой характер– 4) Работа в группах. 3-я группа (послабее) работает на компьютерах. ВПИШИТЕ НОМЕРА ДАННЫХ НИЖЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В ТАБЛИЦУ
2 и 1 группы работают в тетради с мультимедиа. 1. Составьте все возможные словосочетания, учитывая прямое и переносное значение слов. 2. Запишите составленные словосочетания в две колонки: в 1-м – с прямым значением прилагательных, во 2-м – с переносным.
Ответы появляются на экране, после того как учащиеся справились с заданием, в ходе работы в паре происходит взаимопроверка. В) Выберите два любых словосочетания. Подберите сначала синоним, а потом антоним к прилагательному. НА ЭКРАНЕ – ОБРАЗЕЦ: Голос высокий – тонкий – низкий. 1) Термин СИНОНИМЫ очень легко объяснить: эти слова как члены одной семьи – они похожи при всей их непохожести. Послушайте стихотворение Берестова “Дракон”, выпишите из него синонимы. (Стихотворение читает ученик, также оно появляется на экране)
6) Скажите, пожалуйста, как вы понимаете выражение “живут как кошка с собакой” - плохо, не дружно. * Чем является это выражение с точки зрения лексики? (фразеологизмом). Именно так и живут между собой АНТОНИМЫ, имеющие противоположное лексическое значение, построенные на антитезе. Подберите антонимы к словам - устно:
7) УЗНАЙТЕ ПОСЛОВИЦЫ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПОПАРНО СОЕДИНЁННЫЕ СЛОВА, КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ СЛОВА? ПОСЛОВИЦЫ НА ЭКРАН.
8) Очень тесно с лексикологией связана и другая наука – фразеология. А что она изучает? А. Отгадайте фразеологические загадки. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь: его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (НОС) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ВЕТЕР) Её заваривают, затевая какое– нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у путаников. (КАША) Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорит лишнее. (ЯЗЫК) * Б. Узнайте фразеологизмы, изображённые на рисунках. НА ЭКРАНЕ ИЗОБРАЖЕНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. (Презентация) Как рыба об лёд; больной вопрос; влюбиться по уши, на седьмом небе; крутиться как белка в колесе; вставлять палки в колёса; вставать с первыми петухами; жить как кашка с собакой; висеть на телефоне. ТАБЛИЦА НА ЭКРАНЕ. ДАЙТЕ НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЕ, КОТОРАЯ ПЕРЕД ВАМИ.
* Придумайте и запишите предложения с паронимами АБОНЕНТ - АБОНЕМЕНТ. УЧАЩИЕСЯ РАБОТАЮТ ГРУППАМИ, ВЫПОЛНЯЯ ТЕСТЫ. (1-я группа, самые “сильные”, работают за компьютерами, выполняя задание по вариантам).(Приложения 2, 3, 4, 5) ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА ПО ТЕМЕ “ЛЕКСИКА 3-я и 2-я группы работают на рабочих местах с тестами, отвечают в тетрадях. (Приложение 6, 1 и 2 варианты) По окончании выполняют тест, который появляется на видеопроекторе, обмениваются тетрадями и выставляют отметки по норме. Задание одинаковое для обеих групп. ЗАДАНИЕ: определите слова по их лексическому значению и запишите термины.
По окончании работы ответы “вылетают” на место многоточия.
Цена оценки: 11 баллов (ответов верных) – “5”; 8 – 10 баллов – “4”; 6 – 7 баллов – “3”. 4. Заключительное слово учителя. Выставление и объявление отметок: Учитель читает стихотворение: (или ученик)
|