ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка с элементами психотехнологии нейро-лингвистического программирования, 9-й класс

Добавлено: 2019.07.29
Просмотров: 2

Старшова Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • закрепить умения постановки знаков препинания – запятой и точки с запятой – в бессоюзном сложном предложении;
  • формирование коммуникативной культуры учащихся;
  • развитие внимания, памяти, речи, логического мышления;
  • воспитание интереса к предмету, толерантного отношения друг к другу.

Задачи:

  • отработка умений видеть границы частей бессоюзного сложного предложения и умения ставить знаки препинания в нем;
  • научить учащихся правильно интонировать БСП с запятой и точкой с запятой;
  • уметь составлять схемы предложений с данной конструкцией;
  • развитие навыков написания небольшого текста с употреблением БСП.

Оборудование:

1. Мультимедиаценр.

2. Тексты для учащихся.

3. Лист самооценки.

План урока.

Учитель. Ребята, под звуки музыки я предлагаю вам вспомнить ситуацию, в которой вы были очень успешны. Что вы видели вокруг себя, что слышали, что чувствовали? Когда эти ощущения возникнут перед вашим внутренним взором, представьте перед собой круг, окрасьте его в любимый цвет и войдите в него с теми приятными ощущениями, которые вспомнили. Это будет ваш круг совершенства. Возьмите его с собой на урок, он вам поможет стать более уверенными и успешными.

(Звучит “Токката”. Paul Mauriat “Super instrumental”. )

Учитель рассказывает метафору. (Закрепление ситуации успеха.)

Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!- обратился к ним падишах, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее”. Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. “Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем”,- сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкнул ее и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы”.

Тема, цели и задачи урока демонстрируются на слайде презентации. Слайд №1,2,3.

Учитель. Ребята, на этом уроке вы познакомитесь с бессоюзными сложными предложениями со значением перечисления. Будете учиться правильной постановке знаков препинания – запятой и точке с запятой – в бессоюзном сложном предложении. Научитесь правильно интонировать эти предложения, изображать их схематично и попробуете сами составить текст с данными конструкциями. Надеюсь, эта работа будет для вас интересной. Запишите тему урока в тетрадь.

Я предлагаю для расширения вашего лексического запаса провести небольшую словарную работу.

(Слайд №4)

Учитель просит учеников дать лексическое значение этих слов.

Экспресс-поезд, теплоход, автобус, идущий с повышенной скоростью и с остановками лишь на крупных станциях.

Прогресс – движение вперед, совершенствование.

Процесс – последовательная смена каких-либо явлений состояний, ход развития чего-то.

Учитель. А теперь поиграем с этими словами. (Слайд №5)

(Мета- от греч.- между, после, через. Часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому. Метапрограммы – главный фильтр доли реальности, на которую направлено внимание. Они также определяют то, что обычно опускается. У каждой метапрограммы есть несколько выборов, которые бессознательно можно выбрать.)

Докажите, что два каких-либо слова имеют что-то общее, а третье – лишнее. Вариации могут быть разные.

(Учащиеся называют общие признаки и различия в словах. Это игра на развитие мышления.)

- Теперь, когда вы хорошо закрепили эти слова в памяти, запишите их в тетрадь.

Учитель.

До чего дошел прогресс:
Изобрел для нас экспресс.
Путешествовать в экспрессе –
Замечательный процесс!

Предлагаю вам, ребята, путешествие в увлекательный мир бессоюзного сложного предложения. Вид экспресса выбирайте сами и в путь…

Чтобы вы не сбились в пути, вам надо провести небольшое исследование, а затем и лингвистический эксперимент.

Перед вами поэтический текст №1. (Слайд №6)

Теплым ветром потянуло
Смолк далекий гул
Поле тусклое уснуло
Гуртовщик уснул.
В загородке улеглися
И жуют волы
Звезды частые зажглися
По навесу мглы.

Только выше все всплывает
Месяц золотой
Только стадо обегает
Пес сторожевой.
(А. Фет)

Ответы учеников. (Это сложные бессоюзные предложения со значением перечисления. Простые предложения внутри сложного отделяются друг от друга запятой.)

Учитель. Поработаем над интонацией. Попробуйте правильно прочитать предложения. Какой вывод можно сделать? (После ответов учеников, можно обратиться к слайду № 7).

Учитель. Попробуйте составить схему первого предложения и показать графически интонацию.

(Ученик, вызываемый учителем, чертит схему, а затем с помощью стрелок указывается интонация. Учитель просит 1-3 учеников прочитать предложения.)

Вывод: путем перечисления наблюдаемых явлений природы поэт создает лирическое описание ночи. Предложения кратки и тесно связаны между собой по смыслу, поэтому ставится запятая.

Учитель. Переходим к следующему заданию.

Лингвистический эксперимент. (Слайд №8 )

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник…
Пусть на зорьке, все ниже спускаясь, дымок
Над золою замрет сиротливо;
Долго-долго до поздней поры огонек
Будет теплиться скупо, лениво.
(А. Фет)

Ответы учащихся. (Простые предложения внутри сложного распространены, внутри каждого из них уже есть знаки препинания, поэтому они отделяются друг от друга точкой с запятой. Если вставить союз, нарушается ритм стихотворения и теряется первоначальная выразительность.)

Учитель. Обратим внимание на интонацию. Чем отличаются паузы между предложениями с запятой и точкой с запятой?

Ответы учащихся.

(Слайд № 9)

Учитель. Начертите схемы предложений и графически изобразите интонацию. Прочитайте правильно предложение (учитель вызывает 1-2 учеников).

Учитель. Следующий этап работы – творческий. Задача: составить небольшой текст, в котором употребить предложения с изучаемой конструкцией. Вы садитесь на свой экспресс и наблюдаете из окна. Под звуки музыки А. Вивальди (его произведение называется “Зима”) вы записываете свои наблюдения. Путешествуем мы с вами в феврале, поэтому и зарисовки должны быть зимними. Попробуйте увидеть, услышать, почувствовать то, что происходит за окном. Не забывайте, что экспресс делает остановки и вы можете выйти и полюбоваться пейзажем.

Проверка творческого задания. Учащиеся читают предложения и анализируют их.

Обобщение изученного. Вывод делают сами учащиеся. (Слайд №10)

Домашнее задание на слайде презентации №11.

Рефлексия. Самооценка по шкале. Учитель просит учеников отметить уровень своей работы на уроке на шкале по пятибалльной системе. Затем на второй шкале обозначить место урока. Благодарит учеников за урок.

Презентация