ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Морфологический разбор глагола

Добавлено: 2019.07.09
Просмотров: 17

Холина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Обобщить знания о глаголах, вывести алгоритм морфологического разбора глагола.
  • Развивать умения анализировать, обобщать; работать в паре.
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми, взаимовыручку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедиа.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Систематизация уже имеющихся знаний.

(См. Приложение - Презентация, цвет соответствует уровню сложности заданий.)

1) Фронтальный опрос.

  • На какие вопросы может отвечать глагол?
  • Что обозначает глагол как часть речи?
  • Как изменяется глагол?
  • Каким членом предложения обычно бывает глагол?

2) Дифференцированное задание.

Дело мастера боит(?)ся.

Мир освещает(?)ся солнцем, а человек- знанием.

Умел ошибит(?)ся, умей и поправит(?)ся.

3) Распределите глаголы по 2 столбикам (I спряжение и II спряжение).

Почувствовать, смотреть, мыть, болеть, промокнуть, шептать, сушит, кашлять, распилить, зависеть, обогнать, извинить.

III. Основная часть урока

1. Целеполагание.

– Ребята, что написано на доске? (Пословица)

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

– Раскройте значение пословицы. О чем она? (О дружбе.)

– Назовите еще пословицы о дружбе. (Друг дороже денег. Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга – ищи, нашел – береги.)

– Найдите в пословице, которая написана на доске слово, той части речи, над которой мы работаем на уроках русского языка. (Держится)

– Докажите свое мнение. (Это – глагол, потому что отвечает на вопрос Что делает? и обозначает действие предмета. И мы работаем над глаголом.)

– Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Держится – несов. в. II спр., н.в., 3 л, ед.ч.)

– Хорошо.

– А мы знаем уже, как последовательно нам нужно рассказывать о глаголе? (Нет.)

– Так, что нам сегодня нужно вывести? (Алгоритм разбора глагола.)

– А кто уже догадался, какая будет тема урока? (Морфологический разбор глагола.)

– А для чего нам нужно вывести алгоритм разбора глагола? (Чтобы делать последовательно морфологический разбор глагола и ничего не забыть.)

2. Работа над алгоритмом

– Когда мы выполняем морфологический разбор существительного и прилагательного, то с чего начинаем? (С определения части речи.)

– Итак, 1 шаг – часть речи, т.е. грамматическое значение слова. А дальше? (Начальная форма.)

– Какая начальная форма у глагола? (Неопределенная форма – слова, которые отвечают на вопросы Что делать?, Что сделать?.)

– Значит, вторым шагом мы должны выяснить морфологические признаки глагола. По неопределенной форме, что можно определить? (Вид и спряжение.)

– Вид и спряжение – это постоянные признаки глагола. А что умеет делать глагол неопределенной формы? (Изменяться по временам.)

– Значит, определить время глагола. Вспомните, как путешествует глагол несовершенного вида во времени? (Бывает в прошедшем, настоящем и будущем времени.)

– А как путешествует глагол совершенного вида? (В прошедшем и будущем времени.)

– Что мы можем определить у глагола настоящего и будущего времени? (Лицо и число.)

– А у глагола, прошедшего времени? (Род и число.)

– Значит, мы будем определять у глагола настоящего и будущего времени – лицо и число, а в прошедшем времени число и в единственном числе – род.

Дальше мы должны выяснить синтаксическую роль глагола в предложении. Чем является глагол в предложении? Какую роль он выполняет? (Сказуемым, главную.)

– Вот мы и построим алгоритм разбора глагола.

А теперь, сравним наш алгоритм с алгоритмом, который записан в учебнике.

Откройте учебник на странице 262. Чем отличается?

3. Физминутка.

– Если вы услышите глагол прошедшего времени – топайте, услышите глагол настоящего времени – хлопайте, глагол будущего времени – молчите.

  1. Испугался грома Рома,
    Заревел он громче грома.
    От такого рёва гром
    Притаился за бугром.
  2. Вниз головой гимнаст летит,
    Гимнастка на него глядит.
  3. Уложили дятла спать
    В деревянную кровать.
    Он в кровати всем назло
    Продолбил себе дупло.
  4. Укротительница львов
    Удивит учеников.
    Укрощает льва и львицу,
    Ужас как мышей боится

4. А теперь поработаем в паре по алгоритму.

Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

– Как нужно работать в паре? (Дружно, не перебивать.)

– Пара работает на доске, а остальные работают со мной с учебником. (Упражнение 700.)

Не разрубишь – гл., н.ф.– не разрубить, сов. в., 2 спр., б. в., 2 л., ед.ч., сказуемое.

5. Самостоятельная работа по уровням.

1-й уровень – сделать морфологический разбор глагола – распустилась.

2-й уровень – не таишься.

3-й уровень – подшучу.

6. Проверка самостоятельной работы (по приложению)

1-й уровень – распустилась – гл., н.ф.,– распуститься, сов. в., 2 спр., пр. в., 3 л., ед. ч., ж.р., сказуемое.

2-й уровень – не таишься – гл., н.ф.,– не таить, несов., в., 2 спр., н. в., 2 л., ед. ч., сказуемое.

3-й уровень – подшучу – гл., н.ф.,– подшутить, сов., в., 1 спр., 1 л., ед.ч., сказуемое.

– У кого есть проблемы? Какие?

III. Итог урока

– Над чем работали? (Над морфологическим разбором глагола.)

– Мы достигли цели урока? (Да, потому что вывели алгоритм разбора глагола.)

IV. Домашнее задание

Записать пословицу о дружбе, из неё выписать глагол, и выполнить морфологический разбор.