ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-практикум по функциональной стилистике "Мы журналисты"

Добавлено: 2019.06.25
Просмотров: 11

Нечаева Виктория Вячеславовна, учитель русского языка и литратуры

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по функциональной стилистике, сформировать умение свободно пользоваться различными стилями в конкретных условиях.
  2. Развить умение работы в группе, развитие устной и письменной речи.
  3. Воспитать основы культуры общения, внимательного и бережного отношения к мнению другого человека.

Оборудование: раздаточный материал “Функциональные стили”, сюжет репортажа, памятка “Репортаж”, карточки (образцы репортажей). На доске: коллаж из различных газет, указатели с названиями газет “Куль Ёк”, “Правда без прикрас”, “Мыльный пузырь”, “Лира”.

Структура урока:

  1. Сообщение темы, целей и задач практикума –2мин.
  2. Актуализация знаний по функциональной стилистике –2мин.
  3. Мотивация учебной деятельности уч-ся –3 мин.
  4. Инструктаж –3мин.
  5. Выполнение работы уч-ся под руководством учителя –8мин.
  6. Обсуждение репортажей –15мин.
  7. Теоретическая интерпретация полученных результатов работы –5мин.
  8. Подведение итогов урока –2мин.

Ход урока

1. Организация класса, сообщение темы, целей, задач практикума.

Давайте на время забудем, что вы ученики. Сейчас вы начинающие журналисты. Редакции газет поручают вам сделать репортаж. Для этого мы разделимся на 4 группы. Каждая группа будет писать репортаж для своей газеты: это газета для тинэйджеров “Куль Ёк”, серьезная газета “Правда без прикрас”, желтая газета “Мыльный пузырь”, газета “Лира”.

Итак, это творческая работа, в которой нужно будет применить полученные знания о функциональных стилях. Но прежде чем вы возьмете в руки блокноты и ручки, выясним, что же такое репортаж.

2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Чтение карточки №1 Ответы на вопросы.

Карточка №1

Прочитайте текст репортажа. Определите, какая временная форма в нем преобладает. Какова роль глаголов настоящего времени в репортаже? Отметьте другие особенности, помогающие автору изобразить событие, передать свое отношение к нему.

Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.

Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвется к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.

В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!

(Из газеты)

Что такое, по-вашему, репортаж? /ответы уч-ся/

Корректировка ответов, выступление подготовленного ученика с сообщением.

Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором репортажа стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле. “Репортаж -- это глаза и уши читателя.” -- так сказал об этом известный лингвист Г.Я.Солганик.

У репортажа и информационной заметки общее содержание: и в том и в другом жанре сообщается о каком-либо общественно важном событии. Однако между ними имеется существенное различие: заметка лишь сообщает о событии как о совершившимся факте, репортаж – изображает событие как процесс.

В информационной заметке автор сознательно “остается в тени”, прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

Что, на ваш взгляд, должен включать в себя репортаж? Какой стиль здесь может быть использован? /ответы/

Корректировка ответов. Сообщение уч-ся.

Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет по-своему.

Однако выделяется зачин – начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. – все зависит от авторского замысла.

Зачин должен быть динамичным. Динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Репортаж может начинаться с прямого обращения к читателям.

Например: 1) Прохладное утро. Пахнет свежестью альпийских лугов. Через час начинаем восхождение…
2) Двенадцать часов дня. Мы на самой оживленной магистрали города. Непрерывным потоком движутся машины. С минуты на минуту здесь должен появиться автобус с участниками олимпиады школьников…
3) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя современный человек в условиях тесноты людского круговорота. Короче говоря, в сегодняшнем городе. Спустимся сначала в метро…

Центральная часть репортажа – рассказ о событии – обычно повествование.

Организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляется в форме настоящего времени, что создает впечатление “сиюминутности” происходящего (так называемое “настоящее репортажа” ). Используются также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени и др. Выделяют в репортаже и концовку. Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Чтение карточки №2. Ответы на вопросы.

Карточка №2

Прочитайте начало репортажа о школьной перемене. Какие языковые средства делают текст живым, динамичным?

Перемена, перемена. Заливается звонок. Все ученики с первого по одиннадцатый высыпают в коридор. И тут начинается такое… Трудно описать, но я постараюсь.

Совершим 15-ти минутное путешествие по школе. Первый маршрут – первый этаж. Первые классы. Девочки, мальчики. Мальчики, девочки. Наташи, Пети, Оли, Феди. Все бегают, прыгают. Играют в салочки-догонялочки…

Чтение карточки №3. Ответы на вопросы.

Карточка №3

Укажите языковые средства, делающие текст выразительным.

К городу, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо: деревья во дворе, мимо которых бежишь в школу, силуэты зданий, тишина переулков, вечный ветер набережных. Некогда остановиться, оглянуться…

Но бывают моменты, когда весь город видишь словно со стороны.

Как он изменился, как вырос!..

3. Инструктаж:

Чтобы сравнить языковые средства различных функциональных стилей, разделимся на 4 группы. (Все уч-ся берут из конверта карточки разных цветов)

красные - “Куль Ёк”
желтые - “Мыльный пузырь”
зеленые - “Правда без прикрас”
синие - “Лира”

Подумайте, кто является аудиторией вашей газеты, и в соответствии с этим выбирайте стилистические средства. Сюжетом вашего репортажа будет сказка Л.Н.Толстого “Три калача и одна баранка”

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть.

Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

4. Выполнение работы уч-ся. Консультации учителя.

5. Обсуждение репортажей.

(Выбираются два критика из конкурирующей газеты. Задача критиков: охарактеризовать языковые средства, использованные и неиспользованные в работах. После выступления определяется рейтинг газеты с использованием ч/б карточек. )

6. Теоретическая интерпретация полученных результатов. Дискуссия:

Почему сейчас наиболее популяра “желтая” пресса, хорошо ли это?

7. Подведение итогов урока:

1) Оцените, какая роль (корреспондента, критика, читателя) вам больше всего понравилась.
2) Что в работе над репортажем было самым трудным и почему?
3) Чему вы научились, что поняли, что вспомнили?
4) Д/З Сочинение-рассуждение “Роль прессы в современном обществе”.