ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок по литературе в 11-м классе на тему "Образ женщины в русской поэзии II половины ХХ в."

Добавлено: 2019.04.20
Просмотров: 20

Зарипова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка

Данная работа представляет собой обобщающий урок по литературе в 11 классе, который можно провести после изучения русской поэзии II половины ХХ века. Перед уроком учащиеся выполняли творческую работу на тему “Современная женщина”. Лучшие работы зачитываются на заключительном этапе. Предварительно класс делился на три группы, каждая из которых готовила характеристику лирической героине указанного стихотворения.

Цели:

1) Создать у учащихся обобщенный образ лирической героини в поэзии 20 в., систематизировать полученные знания;

2) Уметь анализировать лирическое произведение, обобщать; развивать творческие способности учащихся;

3) вызвать интерес к поэзии, к культуре, к лучшим образцам поэзии II пол. 20 в.

Оборудование:

- репродукции картин известных художников, (можно использовать различные картины)

-тексты анализируемых стихотворений,

-аудиозаписи (композиция Клео де Мальо)

Эпиграф к уроку:

“И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих, плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” (Ветхий Завет, глава 2, стих 22-24)

Ход урока:

1. Вступительная часть урока. Предварительная беседа. Объявление темы и целей урока.

(3вучит аудиозапись “Цветы и душа”, композиция Клео де Мальо, под аккомпанемент музыки учитель читает эпиграф к уроку)

Учитель: - Сегодня наш разговор о ней, о женщине, о вечной загадке, которую пытались и пытаются разгадать с тех пор, как существует человечество. Все ценители прекрасного - поэты, музыканты, художники стремились постичь красоту, тайну этого божественного и в то же время земного создания. До сих пор нас восхищают женские портреты, написанные известными художниками.

(Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин.) До сих пор не разгадана тайна улыбки Джоконды Леонардо да Винчи. С тех пор как люди стали писать стихи, значительную их часть они посвятили женщинам. Вспомним нашу классику.

И начать надо, как вы думаете, с имени, какого поэта? (Учащиеся называют имя А. С. Пушкина)

- Какой представлялась поэту героиня его стихотворений?

(“Гений чистой красоты”, “моя мадонна” т.е. добрый дух, покровитель, вдохновитель; то, чем наполняется вся жизнь поэта, то, без чего она (жизнь) теряет смысл).

- Вспомним поэзию II пол. 19 в. Назовите поэтов, воспевающих женщину.

(Учащиеся вспоминают Тютчева, Некрасова и т.д.)

У Тютчева женщина - участница рокового поединка между “ним” и “ней”; та, которая достойна сожаления в этом поединке, потому что страдает больше. У Некрасова русская женщина, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”, т.е. на которой держится весь мир, вся жизнь. Наступает 20 век, век глобальных изменений буквально во всём: в политике, экономике, социальной жизни. Женщина уравнивается в правах с мужчиной. И впервые она сама заговорила о себе, о своём внутреннем мире, мире богатом, разнообразном.

- Какие поэтессы I пол. 20 в. заявили об этом? (Учащиеся называют Ахматову, Цветаеву) Вспомним известные слова Анны Ахматовой: “Я научила женщин
говорить…”, “Я - голос ваш, жар вашего дыханья...”

Цветаевская героиня — особенная, со своим неповторимым внутренним миром, не такая, как все, особая, гордая, но в то же время открытая миру.

Сегодняшний наш разговор о лирической героине поэзии II пол. 20 в.

-Что такое художественный образ? (Учащиеся отвечают, что художественный образ–универсальная форма отражения действительности. В образе сочетается конкретность и обобщения, а также авторское отношение.).

2. Запись темы урока.

(Учитель обращает внимание на план урока, который записан на доске и который учащиеся должны будут отразить в своей тетради)

План урока:

1) Женщина - вечная загадка, источник вдохновения для художников, поэтов. (Пушкин, Тютчев, Некрасов - 19 век, Ахматова, Цветаева – I пол. 20в.)

2) Лирическая героиня в поэзии II пол. 20в.:

а) Н. Заболоцкий “Признание” (1957)

б) Б. Ахмадулина “Пятнадцать мальчиков, а может быть и больше...” (1956)

в) Рок-поэзия. Вячеслав Бутусов “Крылья” (1995)

3) Женщина в окружающем нас мире, смысл её существования.

3. Анализ стихотворения Н.Заболоцкого “Признание” (“Зацелована, околдована...”)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть (Читает подготовленный ученик)

2) Анализ:

-Какова ведущая тема этого стихотворения?

-Охарактеризуйте лирического героя и героиню стихотворения. Каков
внутренний мир героини?

-Что значит героиня для лирического героя? Какую роль в его жизни она играет?

-С помощью каких изобразительных средств (эпитетов и метафор) автор создаёт неповторимый внутренний мир героини?

-Какова эмоциональная окраска стихотворения?

-Каково ваше собственное восприятие стихотворения?

-Итак, какие составляющие образа лирической героини назовёт 1 группа класса, работавшая дома над этим стихотворением? (Ученики дают краткую характеристику лирической героине)

IV Анализ стихотворения Б.Ахмадулиной “Пятнадцать мальчиков...”

Учитель:

А сейчас мы с вами посмотрим, какой показана женщина в одном из стихотворений известной поэтессы 50-70гг. Б.Ахмадулиной. Стихотворение это написано в 1956г. и относится к ранней лирике поэтессы. Посмотрим, что говорит о женщине сама женщина.

(Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.)

Анализ.

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (1часть - первая любовь,

2 часть - то, что стало впоследствии, “другая” жизнь мальчиков.

З ч.- “напрасно ты идёшь, последний мальчик...”)

Итак, можно сказать, что перед нами большая часть жизни героини, её лучшие годы.

- Какой в этом стихотворении показана героиня?

- Почему она отвергает любовь многих?

- А можно ли назвать это любовью? (Докажите строчками стихотворения):

- Можно ли сказать, что героиня смотрит свысока на тех, кто “исполнял
тяжёлую повинность подснежников, отчаянья и писем”? Почему?

- Как мы объясним слова героини: “Напрасно ты идёшь, последний мальчик”? Что стоит за этими словами?

- Как можно объяснить последнюю строку стихотворения? (“А я пойду по улице, по улице...”)

- Почему стихотворение заканчиваются многоточием?

- Какие составляющие образа лирической героини назовет 2 группа класса?

- В чём необычность формы стихотворения? (Нет рифмы)

- Как называется такое стихотворение?

(Верлибр (свободный стих) — стихотворение без формальных признаков стиха: размера, рифмы, поэтической образности и обладающие некоторой ритмичностью.)

V Анализ текста песни “Крылья” рок - группы “Наутилус Помпилиус”.

А сейчас мы с вами познакомимся с текстом песни “Крылья” на стихи Вячеслава Бутусова, солиста группы “Наутилус Помпилус”. Но прежде чем приступить к этому, нужно сказать несколько слов о том, что рок-поэзия - это явление, возникшее в 70-е гг. и продолжающее развиваться. Несмотря на огромное количество поклонников рок-музыки, рок-поэзия ещё недостаточно изучена.

Сообщение учащегося “Рок-музыка” в России Группа “Наутилус-Помпилус”. (Выступает подготовленный ученик)

(Прослушивание аудиозаписи песни “Крылья”.)

Анализ.

- Объясните смысл названия. Что значит для героя крылья любимой женщины? Что это такое?

- Почему для героя так непереносима эта утрата?;

- Почему героиня потеряла крылья?

(Наводящие вопросы:

- В каком мире живут герои? Подтвердите текстом.

Как вы думаете, о какой войне идёт речь?

Почему героя не интересует прошлое его возлюбленной?

А почему героиня боится “окон и верхних этажей”?)

- Какие составляющие образа лирической героини назовёт на примере этого текста 3-я группа класса, работавшая дома над этим стихотворением?

- Что объединяет все эти стихотворения?

- В чём сходство лирических героинь проанализированных стихотворений и героинь поэзии 19 века?

Учитель обобщает: “Образ лирической героини, образ женщины, такой разной, загадочной, оторванной от мира земного и в то же время связанной с ним неразрывными узами. Мы с вами отмечали на уроках эту особенность всей литературы 20 в., начиная с 20-х гг.) Эта женщина достойна восхищения не только потому, что красива внешне, но и потому, что её внутреннее содержание, её духовный мир благотворно влияет на всё, что окружает лирическую героиню. Эти мысли вы отразили в своих творческих работах. Зачитаем лучшие.” (Несколько учащихся выразительно читают свои работы.)

Женщина пришла в этот мир изучать свет, изучать добро, изучать любовь, на которой, собственно говоря, и держится наш мир. (Учитель читает отрывок из “1-го послания коринфянам святого апостола Павла”, гл. 13, стих 1-8, 13)

“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”.

Приложение

“Крылья”. В. Бутусов

Ты снимаешь вечернее платье,
Стоя лицом к стене,
И я вижу свежие шрамы
На гладкой, как бархат, спине.
Мне хочется плакать от боли
Или забыться во сне,
Где твои крылья,
Которые так нравились мне?
Где твои крылья,
Которые нравились мне?
Где твои крылья,
Которые нравились мне?
Раньше у нас было время,
Теперь у нас есть дела
Доказывать, что сильный жрет слабых,
Доказывать, что сажа бела.
Мы все потеряли что-то
На этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья,
Которые нравились мне?
Где твои крылья
Которые нравились мне?
Где твои крылья
Которые нравились мне?
Я не спрашиваю, сколько у тебя денег,
Не спрашиваю, сколько мужей,
Я вижу - ты боишься открытых окон
И верхних этажей.
И если завтра начнётся пожар,
И всё здание будет в огне,
Мы погибнем без этих крыльев
Которые нравились мне.
Где твои крылья,
Которые нравились мне?
Где твои крылья,
Которые нравились мне?

Творческие работы учащихся

Современная женщина.

Современная женщина, какая она? Хрупкая, нежная и беззащитная или сильная и самостоятельная, что является для нее важным: работа или семья?

Я думаю, что ответить на эти вопросы однозначно невозможно. Сегодня 21 век, и женщина 21 века, безусловно, не та, какой была раньше. Но что же изменилось? Наверное, изменилась сама жизнь. Важным является то, что современная женщина ни в чем не хочет уступать мужчине. Сегодня слабый пол ни в чем не отстает от сильного: ни в спорте, ни в науке, ни в политике, ни в других сферах жизни.

Многие женщины сейчас уделяют большое внимание своему внутреннему росту, развитию личности и образованию. Они работают и достигают больших успехов. Некоторые делают себе карьеру, но есть и те, кто строит прочные и счастливые семьи.

По-моему, перед современной женщиной стоит непростой выбор: что важнее – карьера или семья?

Безусловно, сделать выбор нелегко. А что в современном мире ценится больше: самореализация, воплощение своих идей, перспективная работа, профессиональный успех или же любовь, преданность, крепкая семья?

Я думаю, что выбор остается за женщиной. И именно ей решать, что для нее важнее - карьера или семья.

Я думаю, что нет единого идеала или образца современной женщины. Каждая женщина по – своему уникальна и самобытна.

По – моему, сейчас многих женщин трудно назвать слабым полом. Они умны, самостоятельны, целеустремленны, горды, независимы. Но кто сможет определить, хорошо это или нет? Одни считают, что это неплохо, другие – наоборот. Ведь сколько людей, столько и мнений.

Я думаю, что, несмотря на свою независимость, самостоятельность, любая женщина остается слабой, доброй, милой, нежной, изысканной, элегантной и привлекательной. И никакие перемены в жизни общества не изменят одного желания любой женщины – любить и быть любимой.

Именно это пламенное чувство является главной ценностью в жизни современной женщины.

(Кленина Наталья, 11класс)

Современная женщина.

Женщина. Какой мы видим ее?

Одни считают женщину самым грешным существом на земле. Об этом говорит одна итальянская пословица: “Все от Бога, за исключением женщины”.

Другие же искренне верят, что женщина – Божественное существо. А разве не так? Неужели наша гениальная природа, которая учла все в нашем мире, зря наделила женщину даром рождения? Ведь это именно дар. Давать жизнь новому существу – это не привилегия? Не будь на земле женщин, человечество давно перестало бы существовать. Но как бы значима не была женщина для Вселенной, она всегда живет в своем внутреннем мире. Так давайте попробуем заглянуть в нее. Я не поверю никому, кто скажет, что знает хоть одну женщину от начала и до конца. Женщина – это всегда тайна, загадка, непрочитанная книга. Она может быть внешне сильна и целеустремленна, а внутренне ранима и беззащитна. Что у нее в душе – цветущая поляна или река слез? Вы никогда не узнаете этого, вы не уловите ее настоящее настроение ни во взгляде, ни в движениях, ни в мыслях. Так или иначе, внутренний мир женщины очень многообразен. Женщина – это всегда воплощение нежности, любви, доброты и ласки.

Ты ласкова, нежна, красива,
Прекрасна ты, как никогда.
И как ты в этом мире бренном
Все на плечах своих несла?
В пещере ты огонь хранила,
Ты в древности была мила.
А в современности – какая?
Такая же, как и всегда.
Всегда была ты образ жизни,
Дарила жизнь свою другим.
Ты человечество хранила,
Оно б погибло без тебя.
Но кто ты, образ незнакомый?
Ты человек, а может, нет?
Нет, ты богиня всей Вселенной,
Ты – женщина, и весь ответ.

(Абдуллина Диана,11класс)