ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы с использованием ИКТ в 8-м классе на тему: "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Добавлено: 2019.03.28
Просмотров: 15

Рысбаева Айгуль Ильдусовна, учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  • изучение «кавказских» страниц биографии Лермонтова, произведений о Кавказе;
  • развитие речи, навыков исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения, творческих способностей, чувства красоты;
  • воспитание любви к чтению, к литературе, доброты, трудолюбия, толерантного отношения к людям другой национальности, личности с активной жизненной позицией.

Оборудование:

  • слайд-шоу по теме;
  • выставка книг;
  • иллюстрации по теме.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент, приветствие

Объявить (записать в тетрадях) тему, цель урока. (Приложение, слайд 1)

Учитель: Сегодняшний урок посвящен исследованию. Объектом нашего изучения является биография М.Ю.Лермонтова, его произведения. Мы ответим на вопрос: «Какое место занимает Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю. Лермонтова?» (Приложение, слайд 2) Грузинский поэт XIX века Акакий Церетели писал: «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский» Что подразумевается под словом Кавказ?

Ученик: Сейчас это три государства – Грузия, Азербайджан и Армения. (Приложение, слайд 3)

Учитель: Когда состоялась первая встреча Лермонтова с Кавказом?

Ученик: (Приложение, слайд 4) Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам Хастатовым (сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова) – в 1818, 1820, 1825 годах .Он рос болезненным ребенком. Для того чтобы укрепить здоровье внука (а эти места славились минеральными источниками), бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, как это было принято в дворянской среде, возила внука на воды на Северный Кавказ. Так уже в раннем возрасте в жизнь Лермонтова вошли « синие горы Кавказа».

Учитель: (Приложение, слайд 5)

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вас да о небе.

Это строки из первых набросков к поэме «Измаил-бей». Чем же поразил Лермонтова Кавказ?

Ученик: Поразила богатая природа,неповторимая ее красота.

Учитель: Да. Об этом говорят произведения .Попытаемся представить, почувствовать эту красоту кавказской природы при помощи текстов.

Ученик: (Приложение, слайд 6) Вот отрывок из поэмы «Измаил-бей»

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили –
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы.
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над главой огромных привидений
Колеблемые перья, – и луна
По синим сводам странствует одна.
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь,
И чудный вой мгновенных, громких бурь,
Когда пещеры и холмы крутые
Как стражи окликаются ночные;
И вдруг проглянет солнце, и поток
Озолотится, и степной цветок,
Душистую головку поднимая,
Блистает, как цветы небес и рая…

Учитель: Каким здесь представлен Кавказ?

Ученик: Кавказ – это страна высоких гор, со снежными вершинами, утесов, пещер, крутых холмов. Ночью они похожи на огромных привидений. Погода меняется мгновенно, часто бывают «громкие» бури. Много горных рек, потоков.

Учитель: Как обращается поэт к Кавказу?

Ученик: Кавказ седой, Кавказ мой величавый, суровый край свободы (записать в тетради).

Учитель: Какой цвет и почему использует поэт?

Ученик: Синий цвет – цвет неба, снега, который лежит на вершинах, тумана. Иннокентий Анненский писал, что, как певец гор, Лермонтов любил краски: «Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы». Особенно ему нравился синий цвет. Синий цвет неба и синие горы уносили мысль Лермонтова и его героев «в мир высший».

Учитель: А еще исследователь творчества Лермонтова Иннокентий Анненский отмечал в своей статье « Об эстетическом отношении Лермонтова к природе»,что поэт в природе особенно любит движение .Докажите эту мысль.

Ученик: Использованы слова: путник, горы носили, облака летят, луна странствует…

Учитель: Что еще в судьбе Лермонтова связано с Кавказом?

Ученик: (Приложение, слайд 7) С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. «Белокурые волосы, голубые глаза…с тех пор я ничего подобного не видел…Горы кавказские для меня
священны..», – писал Лермонтов.

Ученик: (Приложение, слайд 8) Стихотворение «Кавказ» (1830)

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

Учитель: О чем это стихотворение?

Ученик: В этом стихотворении Лермонтов признается в своей любви Кавказу. Он тоскует по ущелиям гор. Ему казалось, что степь повторяла голос его матери, которую он рано потерял (ему не было и 3 лет). Он вспоминает « пару божественных глаз», в которые был влюблен.

Учитель: (Приложение, слайд 9) Еще одно прекрасное стихотворение поэта о любви к Кавказу и к девушке называется «Черкешенка». Обратимся к учебникам.

Ученик:

Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты.
Природы дикой красоты,
Степей глухих народ счастливый
И нравы тихой простоты!
Но там, где Терек протекает,
Черкешенку я увидал, –
Взор девы сердце приковал;
И мысль невольно улетает
Бродить средь милых, дальних скал…
Так дух раскаяния, звуки
Послышав райские, летит
Узреть еще небесный вид;
Так стон любви, страстей и муки
До гроба в памяти звучит.

Учитель: Что говорится о Кавказе в этом стихотворении?

Ученик: Лирический герой встретил там на берегу Терека черкешенку, и эта любовь не дает ему покоя, «стон любви, муки» до гроба будет звучать в памяти.

Учитель: Кавказ для Лермонтова – это приятные воспоминания о детстве, о любви к горянкам, которые притягивали внимание своей красотой. Этот край обогатил творческое воображение поэта и во многом определил содержание его отроческой поэзии, его ранних романтических,поэм «Черкесы» «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».Но не только. (Приложение, слайд 10)

С тех пор прошло тяжелых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил.
Как некогда ребенку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел,
И дружески на дружный зов ответил.

Расскажите о ссылках Лермонтова

Ученик: (Приложение, слайд 11) Кавказ – это место ссылки Лермонтова .Первая ссылка на Кавказ под пули горцев(там еще свирепствовала лихорадка) последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». В нем поэт выразил боль и негодование целого поколения России и назвал истинных виновников гибели Пушкина. Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами.
(Приложение, слайд 12) Именно в этот период в сознании поэта Кавказ – место, где живут простые, свободолюбивыелюди. Оно противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».

Учитель: На всю жизнь запомнились воинственные горцы на конях, в полном вооружении. У них свои обычаи, законы. Поэт писал: «Им бог – свобода, их закон – война», «Там за добро – добро, и кровь – за кровь». Лермонтов бывал в аулах, расположенных на склонах гор знакомился с их жителями, интересовался песнями, музыкой, фольклором. Он записывал, рисовал, сделал целую коллекцию рисунков. Вплоть до конца 1837 года Лермонтов «в беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом. Он изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы…одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…» (Из письма С.А. Раевскому)

Ученик: (Приложение, слайд 13) Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск и до осени лечится на водах. В конце 1837 г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород.

Учитель: Необычные пейзажи, жизнь среди горцев – все это стало источником вдохновения для впечатлительного Лермонтова. Какие произведения появились в этот период?

Ученик: (Приложение, слайд 14) Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

Учитель: Здесь на Кавказе Лермонтов знакомится с людьми, которые впоследствии станут прототипами героев его произведений. Встречается с поэтом-декабристом Александром Одоевским, к которому привязался и относился как к старшему товарищу. В одном из писем другу С.А.Раевскому Лермонтов пишет: «Для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь на горы».
Была и вторая ссылка на Кавказ. Расскажите об этом.

Ученик: В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с одним из ловцов «счастья и чинов» – сыном французского посланника Эрнестом Барантом. Была дуэль, но все закончилось примирением. Однако поэта вновь отправляют в действующую армию на Кавказ.
(Приложение, слайд 15) В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал:

«У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».

Учитель: (Приложение, слайд 16) Может быть, уже в первую ссылку Лермонтов испытал то чувство единства рода человеческого(ведь все люди равны, любой национальности, веры) и бессмыслицы, нелепости войн, о котором скажет в 1840 году в «Валерике».Прочитаем отрывок из стихотворения.

Ученик:

На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленах; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью…на шинели,
Спиною к дереву, лежал
Их капитан. Он умирал;
В груди его едва чернели
Две ранки; кровь его чуть-чуть
Сочилась. Но высоко грудь
И трудно подымалась, взоры
Бродили страшно, он шептал…
«Спасите, братцы…»
…А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы – и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек!
Чего он хочет? Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?

Учитель: Как актуальны эти слова сегодня.

Ученик: (Приложение, слайд 17) В"Журнале военных действий" отмечено:

"Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..."

Лермонтов прославился своей отчаянной храбростью, был представлен к награде за доблесть, но царь отклонил это представление (Приложение, слайд 18) 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах.

Учитель: Лермонтов продолжает творить, не смотря ни на что. Он мечтает об отставке, чтобы целиком посвятить себя литературе. Какие произведения пишет Лермонтов в период второй ссылки?

Ученик: (Приложение, слайд 19) Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес","Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

Учитель: Пятигорские целебные источники помогают Лермонтову поддерживать здоровье, но кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть и роковую роль в жизни поэта. Расскажите, почему.

Ученик: (Приложение, слайд 20) Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров И.С. Мартынова, человека самолюбивого. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища.
(Приложение, слайд 21) Поединок был назначен на 15 июля
В этот день между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым при секундантах М. П. Глебове и А.И. Васильчикове, кроме них присутствовали Столыпин-Монго и Трубецкой...
Лермонтов был убит.

Учитель: (Приложение, слайд 22)

ПАМЯТНИК НА МЕСТЕ ДУЭЛИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881. Она пришла к выводу, что точное место гибели Лермонтова определить невозможно. В настоящее время местом дуэли Лермонтова считается район на территории охранной зоны Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук. Кавказ стал второй родиной для Лермонтова, «сыном Кавказа» называл он себя.

От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, –
Всегда и всюду твой!

В.Г. Белинский: (Приложение, слайд 23)

«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов»

Вопросы и задания (Приложение, слайд 24)

1) Какие новые грани личности М.Ю. Лермонтова раскрылись для вас в данном биографическом материале?
2) Докажите, что каждая встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной, требовала наивысшего напряжения душевных сил (выводы о роли Кавказа в судьбе и творчестве Лермонтова)
3) Сочинить синквейн.