ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Образ-символ кольца в русской и зарубежной литературе для детей. (По произведениям Платонова и Шергина "Волшебное кольцо", Толкина "Хоббит, или Туда и обратно" и трилогии "Властелин колец")

Добавлено: 2019.03.14
Просмотров: 13

Бухараева Рамиля Аглулловна, учитель русского языка и литературы

Реальная жизнь сказки показывает, что жанр не умирает. Далеко не сказочные проблемы добра и зла, выбора жизненного пути, долга и чести находят свое место не только фольклорной сказке, но и литературной. Именно поэтому она продолжает оказывать влияние на нравственное воспитание учащихся.

Главной задачей учителя – словесника на этом этапе обращения к литературной сказке является отбор текстов сказок. Известно, что литературная сказка развивается по двум направлениям: по пути следования традициям фольклорной сказки и, наоборот, – отталкиваясь от нее. Современная школьная программа по литературе в 5-х классах и предлагает для изучения оба вида таких сказок.

На начальном этапе и проводятся уроки ознакомления с волшебными сказками: народными и литературными. Современная методическая литература дает разнообразный материал для сравнения сказок. На таких уроках ученики с помощью учителя знакомятся со специфическими свойствами волшебной сказки: выразительностью, красотой речи, сказочными формулами, яркостью вымысла (необычными героями, окружающим миром, необыкновенными животными, чудесными предметами), противоборством злых и добрых сил, непременной победой добра; обязательным присутствием положительного героя, его помощников.

Не случайно именно народная сказка “Волшебное кольцо” стала основой для создания Платоновым и Шергиным одноименной авторской сказки. На уроке, посвященном анализу данных текстов, и дается представление о литературной сказке, о ее неразрывной связи с народной. Также ученики овладевают навыками сравнительного анализа, усваивают такие литературоведческие термины, как стиль, эпитеты, метафоры, гиперболы; составляют словари писателей.

Подобная работа была проведена в 5-м классе на уроке – мастерской “Добро …явилось из добра” и стала началом исследовательской работы и учителя и учеников над текстами волшебных литературных сказок. Учеников также заинтересовали важные проблемы: прежде всего проблема выбора героями жизненного пути. На уроке был поставлен вопрос: “Помогла ли Змея Скаропея Семену, подарив ему волшебное кольцо?” Ответы разделились. Одни указывали на то, что без кольца герой остался бы бедным. Другие возражали: кольцо принесло богатство, но и горе, разочарование в любви. Путем сравнений и анализа различных мнений мы пришли к выводу: человек может быть богат, но несчастлив. Оказывается, дело не в волшебном кольце, а в том, кому оно принадлежит. Семен сначала выбрал путь, который не стоил никаких усилий и также легко все и потерял (вспомним Ивана-царевича из сказки “Царевна-лягушка”). Только испытания и помощь верных друзей помогли ему сделать верный выбор и правильно распорядиться кольцом.

До учеников важно донести и следующую народную мудрость: сказка не наказывает героя, не мстит ему, она дает право на ошибку, ведь герой всегда очень молод и не имеет жизненного опыта, но она всегда поддержит всеми своими чудесными силами героя доброго, отважного, ценящего других. В таком контексте проблема выбора жизненного пути становится особенно актуальной в наше прагматичное время.

Эту проблему можно изучить глубже, связав ее с образом волшебного кольца. Такие задания, как нарисовать иллюстрации, связанные по сюжету с кольцом, подготовить вопросы к конкурсу “Из какой сказки кольцо?” и инсценировки по сказкам подготовили ребят к исследовательской работе над сказочной повестью Толкина “Хоббит, или туда и обратно” и трилогией “Властелин колец”. Рассуждая о значении волшебного кольца в вышеперечисленных сказках, они приходят к выводу: “С помощью кольца добрые дела совершались быстрее, оно помогало опередить зло, обезвредить его”.

Последним произведением ребята называют повесть Толкина “Хоббит, или туда и обратно”, к изучению которой мы и приступаем (после предварительного чтения “Хоббит…” и отдельных глав трилогии). На уроке используется презентация одного из учеников, составленная по фильму “Властелин колец”. На доске записаны значения терминов: фэнтези, фантастический, трилогия. Ученики рассказывают о писателе, об истории создания сказки и трилогии, учитель – о жанре фэнтези, обращаясь при этом к словам на доске. Сначала ребята работают над образом хоббита, находят отличия и сходство с изученными героями сказок. Например, как и другие герои волшебных сказок, он любит приключения и путешествия, дружит с волшебниками, гномами и, наконец, находит волшебное кольцо. Один из учеников кратко пересказывает этот эпизод. Далее работаем над вопросом: почему Бильбо не воспользовался кольцом и не уничтожил “скользкую тварь” Голлума? Он, как и герои других сказок, пожалел Голлума., т.е. сделал свой выбор в пользу добра. Необходимо отметить, что такой выбор дается нелегко. Почему Бильбо с трудом преодолевает в себе страх и отвращение перед Голлумом, в котором не осталось ни капли доброты? В данном примере Толкиен как писатель, творивший в жанре фэнтези, отталкивается от противоречивости характеров реальных людей (на примере образа Боромира можно подчеркнуть эту особенность фэнтези). Ученики делают вывод, что и здесь волшебное кольцо является предметом, которое целиком зависит от жизненных взглядов его хозяина. Вспомним слова Гендальфа: “Важно и то, каковы при этом его цели и каков он сам. Сильный духом и добрый продержится дольше…” [1]

Эпизод с кольцом полностью входит в трилогию “Властелин колец” и приобретает символический смысл. Что мы нового узнаем о кольце? По подготовленным главам из 1-ой летописи ученики пересказывают историю кольца Всевластия и указывают, что в отличие от других колец это кольцо обладает злой мистической силой, так как оно было сделано с целью завладеть всем миром. Его опасность в том, что слабого оно заставляет желать только одного – овладеть им любым способом, а сильного – упиваться своей властью над другими.

А почему же Бильбо не стал таким, как Голлум, ведь он носил кольцо дольше? И тут ребята вспоминают, что каждый из них в решающую минуту выбирают: Бильбо – жалость, Голлум – убийство. Даже обладая такой властью над человеком, оно не лишает героя права выбора.

Когда Бильбо вновь пришлось сделать выбор? Конечно, когда он не без помощи Гэндальфа, оставляет кольцо Фродо, которого кольцо тоже ставит перед выбором: оставаться беззаботным хоббитом или стать хранителем кольца?

Почему именно Фродо автор поручает такую сложную задачу? Фродо, на первый взгляд, ничем не отличается от других хоббитов, но его, как и Бильбо, постоянно тянет из дома. Он открыт для всего нового. Вспомните, кто из героев волшебных сказок обладает такими же чертами? Как и другие герои сказок, Фродо любит свой край, свой Удел, так как его предки из поколения в поколение жили здесь. Таким образом, ученики приходят к выводу, что Фродо один из обычных героев сказок. Фродо и сам не мог понять, почему избран. Ведь он – “невысоколик”. Указание на малый рост хоббита – метафора, обращенная к нам, читателям, тоже маленьким по отношению к большой истории. Да и сам Толкин признался однажды: “В действительности, я – хоббит”[2]. Но как раз “маленькие люди” и становятся героями – таков ответ автора.

Почему? Вспомним, что он писал о хоббитах. Это очень мирные люди, любящие свою землю, семью, друзей. Будничные свойства способны преображаться: скромность оборачивается самопожертвованием, здравый смысл – героической находчивостью, оптимизм и жизнелюбие – стойкостью и мужеством. Прокомментируем авторские мысли примерами из текста. Ученики пересказывают наиболее значимые эпизоды, связанные с Фродо и кольцом.

Какой эпизод показывает нам второй выбор героя? Ребята вспоминают сцену Совета, где Фродо, уже почувствовав злую силу кольца, осознанно решается стать его хранителем, чтобы уничтожить его.

Какой поступок Фродо сближает его с другими героями волшебных сказок? Ученики пересказывают эпизод разговора Фродо с Голлумом и опять приходят к выводу, что волшебное кольцо не мешает Фродо оставаться самим собой. Оно является отражением истинных чувств человека в переломных ситуациях. В течение всего нелегкого пути Фродо не раз вспоминал слова Гендальфа о том, что жалость “может изменить судьбу многих”. [3] Это качество помогло ему не поддаться злым чарам кольца.

Но почему Фродо в последний момент решает оставить кольцо себе? Данный финал как будто бы расходится с финалом волшебных сказок, где герой побеждает зло с помощью волшебного кольца. И в этом, конечно, проявляется особенности жанра фэнтези, где героям неподвластны мистические силы. С другой стороны, победа над Злом достигается с помощью Фродо. Какой эпизод из трилогии подготовил такой финал? Как когда-то Бильбо пожалел Голлума, так и Фродо сумел понять и даже воскресить в бывшем Смеаголе что-то живое и вопреки воле кольца сделать добро. Смеагол (так звали когда-то Голлума) помог Фродо, но притяжение кольца, как и память обо всем дурном, что он сделал, оказалась сильнее, и Голлум тонет вместе с ним в огненной реке.

Кольцо логически завершило свой круг зла, но вопреки воле того, кто его создал, не зло явилось причиной его гибели, а тот акт милосердия, который совершил Фродо, пожалев Голлума. Так “добро …явилось из добра”,– как писал Платонов в своей сказке “Волшебное кольцо”.

Дома ребята выполняют следующее задание: найти в трилогии эпизоды, где другим героям пришлось делать выбор. Какое место занимает в этих эпизодах кольцо?

На следующем уроке ученики рассказывают о Боромире, который стремился завладеть кольцом, чтобы защитить свой народ, но не учел злую волю кольца и вынужден был погибнуть. Автор еще раз подчеркивает, что победить зло при помощи зла и в одиночку невозможно. “Один в поле не воин”, – гласит народная поговорка и поэтому – то в народных и авторских сказках герои действуют сообща.

Как изменилась бы жизнь Боромира и его спутников, если бы Фродо отдал ему кольцо? Выслушав ответы учеников, мы знакомимся с мнением автора (см. Предисловие), где он предрекает бесславный и трагический конец как результата такого выбора. И здесь мы не можем не задуматься над словами Фродо, сказанными Боромиру: “…мое сердце предостерегает …против выбора пути, который кажется легче…”.[4] К сожаленью, даже сама близость кольца усилило агрессивность Боромира, которая помогала ему мобилизоваться против врагов, и заставило его применить это качество против Фродо. Этот неверный выбор и стал причиной гибели Боромира.

Используя навыки сравнительного анализа, ученики сопоставляют образ Боромира с образом Сэма. Ведь и ему пришлось делать выбор: “Перед ним вставал выбор: терпеть кольцо или объявить его своим?..”[5] Что помогло Сэму выдержать испытание?

Напомним, что первый свой выбор Сэм делает еще в Уделе, добровольно согласившись сопровождать Фродо. Он очень любил своего хозяина, и ему хотелось “полюбоваться на эльфов”.[6] Но в пути он приходит к выводу, что “…не это важно”.[7] Сэм понял, “что если его (кольцо) заполучит враг, и всему конец. И Лориэну и Разлогу, и Уделу – одно слово, всему”.[8] Его привязанность к Фродо имеет один источник: любовь к родному краю, к своей земле, ведь недаром автор сделал его садовником. Ему не нужен “королевский садик”, а нужен “свой собственный маленький садик, чтобы возделывать его собственными руками, так оно привычнее”.[9] Любовь к родному краю и понимание, что его родина – часть целого мира, помогли ему не поддаться чарам кольца. Вспомним, что спасло Сэма от отчаяния, когда он оказался без Фродо в башне орков? Примечательно, что Сэм не воспользовался кольцом .Он “тихонько запел…старые песенки, мелькавшие в сознании мимолетными видениями родной страны…А потом вдруг в нем поднялись новые силы, голос окреп…”О чем же пел Сэм?

У нас, в Закатной стороне,
Не молкнет песнь дрозда,
Цветут цветочки по весне,
Журчит в ручье вода…[10]

Именно Сэму обращены прощальные слова Фродо: “Ты будешь читать Алую книгу, чтобы не умерла память об уходящей Эпохе – чтобы народ не забывал о Великой угрозе и еще сильнее любил родную землю”[11].

По словам автора, он создал хоббитов маленькими, чтобы “выявить в существах более чем слабых поразительный и неожиданный героизм обыкновенного человека в крайних обстоятельствах”[12].Именно из обыкновенного и заурядного вырастают великие дела. Почему учитель обращается именно к этой трилогии? Произведения в жанре фэнтези стали очень популярны среди детей и взрослых, поэтому некоторые из них включены в школьную программу.

Секрет этой популярности, по мнению многих, в увлекательном сюжете, который очень далек от жизни. Это и вызывает сомнения филологов, нужна ли такая литература детям, так как она приводит к тому, что человек отказывается “от решения насущных и остросоциальных проблем”.[13] Автор совершенно справедливо подчеркивает, что к выбору таких сказок нужно подходить очень осторожно. Поэтому целью урока – мастерской “Образ кольца – символа в произведениях русской и зарубежной литературы” является научить видеть в трилогии “Властелин колец” не просто волшебную занимательную книгу об эльфах, магах, войне, а “книгу сложную и глубокую”[14], заставляющую задуматься о верности своего жизненного выбора.

Трилогия позволяет решить одну из важнейших нравственных задач, которую ставит перед собой каждый учитель литературы – подготовить наших детей к осознанному, ответственному выбору модели поведения в ситуации, которая требует ответа на вопрос: кто мы, каковы наши нравственные ориентиры? Как мы убедились при анализе произведения, эта проблема является “насущной” и для самих детей. Именно она заставляет с интересом и душевной тревогой следить за сюжетом.

Работа над проблемой выбора жизненного пути, над образами “маленьких людей” продолжится на уроках, которые будут посвящены героям Пушкина, Лермонтова,

Гоголя, Достоевского, Толстого. Наконец, трилогия избежала бы упрека в отсутствии “нравственно-патриотического влияния на подрастающее поколение”, так как исследовательская работа по тексту убедительно показала, что выбор жизненного пути зависит от отношения героев к проблеме чести, долга, которая неразрывно связана с любовью к родной земле.

Как мы убедились при анализе волшебных сказок, она учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, а с помощью целого арсенала чудесных сказочных средств, которые передаются из народных сказок в литературные и переосмысляются, делая произведение полезным и увлекательным.

Образ – символ волшебного кольца, переходящий из сказки в сказку, “позволяет осуществить основное предназначение волшебного вымысла – помочь положительному герою в борьбе со Злом, а в победе Добра со Злом сохраняется воспитательная направленность сказки”.

Литература

1. Толкин Дж. Полная история Средиземья: Сб.:Пер.с англ. /Дж.Толкин.-М.:ООО “Издательство АСТ;СПб.: Terra Fantastica, 2004/– 1341,(3)c.: ил.– С. 229.

2. Михаил Свердлов. Джон Толкин.//Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература.– С.346.

3. Толкин Дж. Полная история Средиземья: Сб.:Пер. с англ.– С.242.

4. Там же. – С.544.

5. Там же.– С.967.

6. Там же.– С.267.

7. Там же.– С.267.

8. Там же. – С.967

9. Там же. – С.967.

10. Там же. – С.974.

11. Там же. – С.1082.

12. Михаил Свердлов. Джон Толкин //Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература.– С.345.

13. Шустов М.П. Всякая ли современная сказка то, за что себя выдает?// Литература в школе.– 2006.– №3.

14. Там же.