ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Слово о М.Ю. Лермонтове. Стихотворение "Листок". 6-й класс

Добавлено: 2019.03.12
Просмотров: 21

Гребенник Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Листок"
  • закрепить навык анализа образной системы лирического произведения;
  • развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять рифму, средства художественной выразительности в тексте;
  • воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, рисунки учеников по стихотворению, фрагменты из произведений композиторов П.И.Чайковского "Октябрь", Л.В. Бетховен "Лунная соната"

Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения.

Термины: лирический герой, лирический сюжет, символ, комментарий. тема, образ,

Этапы урока:

1. Орг.момент

2. Введение в тему урока

Музыка ,чтение стихотворений "Парус" , "Уж не жду от жизни ничего я.."

3. Слово учителя

Я думаю, что все узнали стихи и сможете сказать, с творчеством какого поэта мы продолжим знакомство (открывание темы на доске)

Какие цели поставим к уроку?

"Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? Кто знает... Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России." Попытался разобраться в этом ученик:.

4. Сообщение ученика о М.Ю.Лермонтове

:.Мама М.Ю.Лермонтова Мария Михайловна была заботливой женщиной, она заботилась не только о своем сыне, но и ходила по крестьянским домам и помогала больным людям. Она прожила всего 21 год, умерла от чахотки, а маленькому Мише было всего 2 года и 4 месяца:::::

5. Работа с текстом

Стихотворение "Листок" написано в мае-июне 1841 года. При жизни поэта не печаталось, впервые опубликовано после смерти в 1843 году.

У вас на столах рабочие листки с текстами, (приложение 1) подпишите свою фамилию, каждый получит оценку за работу.

А помогать нам сегодня на уроке будет осенний дубовый листочек(возьмите его и приготовьтесь к работе)

- Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение "Листок" в исполнении мастера художественного слова(прослушивание текста стихотворения)

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. похоже на грустную песню)

- Рассмотрим, чем определяется напевность его интонации:

- исследуем звуковой состав 1 строфы, какие гласные звуки преобладают в тексте?

(Благодаря приему ассонанса - повтору гласных О А,-- мы погружаемся в грустный, напевно-мелодичный мир)

Обратим внимание на рифму.

Рифма - это сходное звучание окончаний строк.

Какие вы знаете виды рифм?

Будем называть вид рифмы и сразу определять её в стихотворении.

1. По совпадению звуков : точные -неточные

2. по месту ударения последнего слога: мужские- женские

3. по созвучию: парные, кольцевые, перекрестные

4. По частям речи рифмующихся слов : грамматическую и неграмматическую.

Сочетание всех рифм, чередование гласный о и а (ассонанс) делает стихотворение таким напевно - мелодичным.

- Если бы вы были художниками, то как изобразили это стихотворение?

- А какая часть речи помогла так образно представить картину странствий дубового листка?(глаголы оторвался", "укатился",..)

Поэт рассказал историю листка, который "оторвался", "укатился", "засох", "увял", "докатился", "прижался", "молит" .

О чём это стихотворение? Или о ком? (Об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу, но так и не находит).

Конечно, это стихотворение рассказывает не только о несчастной судьбе листка , но и о человеке - гордом, одиноком, несчастном ,о таком человеке, каким был и сам поэт.

Главным образом в стихотворении является : дубовый лист.

Какие мотивы прослеживаются в "биографии" листка?

(Потеря семьи ,одиночества, страдания, горя, печали, нет цели)

Какими это подчёркнуто словами (Занесем их в таблицу)

Какие чувства вызывает его "судьба"? (сострадания)

Мое восприятие состояния лирического героя Ключевые слова и словосочетания из стихотворения
листок Засох, жестокою бурей гонимый, увял, странник

Прижался, молит, без сна и покоя, пылен и желт, пришелец. Отчизна сурова

чинара Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья ,высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами

Символический образ оторванного бурей листка, бесприютного странника был показан поэтом через сюжет.

А какие еще образы есть в этом стихотворении? (Чинара)

- А что это такое?

Чинара - род величественных деревьев, в России встречаются в Крыму, на юге Кавказа(показ фото и иллюстрации)

А какой ее представили ученики на своих рисунках?

А вот художник Михаил Пиков видит её такой(показ репродукции)

В какой строфе и после чего она появляется?

- Какое место уделено в рассказе о листке его встрече с Чинарой?

Какой ее изображает поэт? Какие средства выразительности использует?

Эпитеты ( Занесем это в таблицу)

Какие детали особенно важны для характеристики мира, в котором она существует?

(Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья ,высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами )

Какой прием использует поэт, сравнивая два образа?

Противопоставление (антитезу)

дуб - холод, а чинара - тепло; "отчизна суровая" и "Чёрное море"?

Он - засох, она- свежа; Он пылен, она чиста;

Он странник, она нигде не была, ничего не видела

Он одинок, она любима

- Проанализируем диалог листка и чинары

- Чтение по ролям

Какое место занимает этот диалог?

Как высказывает свою просьбу листок?

(С мольбою, у него надежда начать новую жизнь)

Как при этом он себя называет и для чего?

Используется уменьшительно - ласкательный суффикс, эпитет бедный

Как относится к этой мольбе Чинара?

Почему автор не дает комментария к ее поступку?

Закончите на рабочих листках предложение " Одиночество - это::::.

Что у вас получилось?

6. Итог урока

Какой темой проникнуто стихотворение "Листок" ?

(Темой одиночества, звучит мотив непонятности, усталости и безысходности)

Образная система кем представлена?

Образом Листка - странника и чинары. Но фигура странника главная в стихотворении. За образом листка стоит человек с непростой судьбой.

Может быть это сам поэт. Лирический герой одинок и страдает от этого. И, к сожалению, мы с этим ничего не сможем сделать. А вот нашим помощникам, дубовым листкам, повезло больше. Мы можем их уберечь от одиночества, собрав вместе в большую семью нашего классного дуба, ведь это так просто делать других счастливыми, нужно просто о них подумать(звучит музыка).

Итак, доброе дело сделали, на уроке хорошо поработали:

  1. Приготовили презентацию:
  2. Показали творческие способности :
  3. Рисовали словесно и красками:
  4. Были активны:

7. Д/з Выразительное чтение стихотворения, найти средства художественной выразительности в стихотворении "Листок" (олицетворение, эпитет, сравнение, антитеза-противопоставление)

Проиллюстрировать стихотворение