ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства в жизни и грамматике

Добавлено: 2019.03.09
Просмотров: 27

Неклюдова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Знания, которые не способствуют развитию и не пригодятся в реальной жизни, станут в лучшем случае ненужным балластом. Поэтому в обучении так важна игра – эта уникальная возможность прорепетировать жизнь, подготовиться к решению реальных проблем, разобраться в себе, попробовать разные варианты и роли.
Ученики и учитель сотрудничают абсолютно свободно и добровольно. Высокий темп уроков, сочетание групповой работы, индивидуальной, фронтальной активизируют познавательную активность учащихся, создают условия для активной мыслительной деятельности. У учащихся возникает желание отвечать, рассуждать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения.
В самом начале уроков необходимо «заинтриговать» учеников, а в итоге – «подвести» к открытию. Важно, чтобы основным содержанием уроков были не отвлеченные научные понятия, а то, как сориентироваться, как найти себя в нынешней очень непростой жизни.

Цель урока: обобщение сведений об обстоятельствах по курсу V-VII, формирование умений:

  • различать виды обстоятельств по значению;
  • определять способы их выражения;
  • использование обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности.

Задачи:

  • Умение ставить вопросы к обстоятельствам;
  • Местоположение обстоятельства при прямом порядке слов;
  • Управление познавательной и творческой деятельности учащихся;
  • Воспитывать чувства патриотизма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка выполнения домашнего задания «По следам домашнего задания»

– Откроем словарики, 1 ученик у доски: труженик, девиз класса, символ Москвы, композитор Чайковский, иллюстрированный журнал «Огонёк», ансамбль, фестиваль.

Взаимопроверка с доской; сложили попарно, передали учителю словарики.

III. «Лингвистическая разминка»

– На сколько групп по отношению к второстепенным членам предложения их можно разделить? Обоснуйте ответ. С чем? – дополнение, Чей? – определение, О ком? – косв. прямые; Какой? согл. и несогласов. Кого?

IV. Подготовка к сознательному усвоению нового материала

– В жизни мы любим задавать многочисленные вопросы: Когда? Где? Зачем?
– Какой второстепенный член в предложении может ответить на эти вопросы? (Обстоятельство.)

V. Темой исследования на нашем уроке является обстоятельство.

Обстоятельство в жизни и грамматике.
– Открываем тетради. Число, тема. Затем учебники: & 19, стр. 85-88. Работа с таблицей. Обратить внимание на разряды обстоятельства и чем они выражены. Запишите предложение:

Бедный заяц с перепугу (почему?)
Так и сел передо мной (перед кем? где?)

– Обратили внимание на двойную роль второстепенных членов предложения: Двойная роль – это синкретизм (с греческого) объединение. Обстоятельство обычно зависит от гл.-сказ., помогает определить:

  • разряд по значению;
  • способ выражения (наречия и существительные).

VI. На доске словосочетания:

Из мон...стырской тиш...; в край отцов; из-за одиночества; осуществлять мечту; в грозу; в течени... трех дней; веря в успех; братаясь с природой; вопреки усталости.

Мцыри убежал и блуждал разряд

– Мцыри убежал и блуждал. На что обратить внимание? Нераспространенное предложение. Распространить можно с помощью данных выражений:

1) сначала 1-2 ученика с места задают вопросы от глагола – сказуемому к обстоятельству, определяя род. Затем 1-2 ученика выходят к доске, записывают, а первые 3 ученика, успевшие использовать все слова, получают оценку в журнал.

Где стоит обстоятельство при прямом порядке в предложении? (После глагола-сказуемого)

VII. Подведение итогов

  • Общая характеристика работы класса;
  • Успехи: подача учителю дневников после урока;
  • Недостатки: 3-4 тетради на проверке, как преодолеть? На следующем уроке - грамматическая игра.

VIII. А в подарок я Вам прочитаю стихи поэта Н.Рубцова.

Как центростремительная сила,
Жизнь меня по всей земле носила.
Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть.
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась.
И вокруг любви непобедимой
К селам, к соснам, к ягодам Руси
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля, вокруг своей оси.

– Как бы ни складывались обстоятельства в жизни человека, самым главным для него всегда остается любовь к родителям, к отчему дому, к Отчизне.

IX. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению & 19, карточка со стихотво­рением Н.Рубцова.

X. Наша встреча с обстоятельством, как с второстепенным членом предложения, я думаю, полезна всем и в жизни, и в грамматике.