ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И. Бунина"

Добавлено: 2019.03.02
Просмотров: 23

Купоросова Ольга Владимировна, замдиректора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения “Детство”;
  • совершенствование умений анализа лирического текста;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: запись на доске “Литературная газета”, портрет И.Бунина, высказывание А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”.

Ход урока.

1. Слово учителя. Заседание корреспондентов “Литературной газеты” объявляется открытым. Начать мне хотелось бы с письма, пришедшего к нам в бюро литературных находок. Автор письма просит определить имя поэта, написавшего следующие стихи:

    Первый утренник, серебряный мороз;
    Тишина и звонкий холод на заре.
    Свежим глянцем зеленеет след колёс
    На серебряном просторе, на дворе.
    (И. Бунин).

    “Дай мне звезду”, - твердит ребёнок сонный, -
    Дай, мамочка…” она, обняв его,
    Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
    Ведущих в сад…
    (“Летняя ночь” И.Бунин).

    Озябла берёзка,
    Промокла на сквозь,
    Испортил причёску
    Непрошенный гость.
    (ученица 6 класса Пеньковская Даша).

2. Слово учителя: Молодцы, ребята! Вы почти всё верно определили. Мне было очень приятно услышать имена великих русских поэтов после последнего четверостишия. А ведь это стихотворение написала ваша одноклассница Пеньковская Даша. И если даже после этого вы мне скажете, что писать стихи как великие поэты могут не многие, то я отвечу вам: “А почему бы и нет?” Конечно, без изучения мастерства известных поэтов нам с вами не обойтись. Поэтому задачей нашего сегодняшнего урока будет постижение художественных особенностей лирики И.Бунина как результат наших уроков по изучению его жизни и творчества. Параллельно мы с вами на уроке отберём материал для нового номера “Литературной газеты”, посвященный особенностям лирики И.Бунина.

Откройте тетради, запишите число и тему. Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию будут слова А. Блока: “Так любить природу мало кто умеет, как это умеет И.Бунин… Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”.

Где мы можем увидеть всю красоту творчества поэта?

(В стихах)

3. Выразительное чтение стихотворения И. Бунина “Детство”.

4. Слово учителя. Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается проанализировать по одной строфе из стихотворения “Детство”.

1 группа.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.”

- Представьте в воображении то, о чём пишет поэт. Пусть вам поможет репродукция картины И. Шишкина “Корабельная роща”. О чём же это стихотворение?

(О жарком летнем дне в сосновом бору ,
где может гулять герой стихотворения).

- Давайте попробуем вчитаться в каждое слово.

“Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…”

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем её густой запах. Но поэт употребляет в стихотворении слово аромат. В чем разница двух слов запах и аромат?

(Аромат – приятный запах).

- Делаем вывод, что слово аромат отражает настроение автора, несет на себе эмоциональную нагрузку.

“И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.”

- Как вы думаете, почему поэт выбирает глагол бродить, а не ходить. Например, ходить по этим солнечным палатам.

(Бродить – идти медленно , останавливаясь и
любуясь всем, что тебя окружает).

- Отражает ли слово сладостный авторское восприятие. Как вы понимаете его значение?

(Сладостный – доставляющий
удовольствие, приятный ).

- Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, вы говорили о сосновом боре, высоких соснах, ярком солнечном дне. Как Бунин называет сосновый бор? (Солнечные палаты).

- Палаты – это “большое богатое здание, помещение”. Почему Бунин назвал лес солнечные палаты?

(В нем будто поселилось солнце, лес сияет от его лучей).

- Эта метафора раскрывает душевное состояние человека, радостное, светлое, ликующее от общения с природой. Какие особенности лирики Бунина предстали в 1 строфе?

(Каждое слово несет на себе отпечаток авторского настроения.Особенностью лирики Бунина является способность передавать словом запах летнего леса.).

Вопросы 1 группе учащихся:

- Какие изобразительно-выразительные средства языка Бунина мы не назвали?

- Способ стихосложения?

- Вид рифмовки?

- Какие рифмы использует автор?

2 группа.

- Прочитайте, выделив голосом опорные слова.

“Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.”

- Что необычного в 1 строке?

(Слово повсюду повторяется)

- Почему? Можно было бы, например, употребить его один раз: “Повсюду блеск и яркий свет”.

(Чтобы усилить впечатление).

- Обратите внимание на многоточие. Автор останавливается здесь словно для того, чтобы мы представили картину, пережили её, ощутили песок и даже услышали, как он струится: “Песок – как шелк…” Мы воспринимаем песок таким?

(Звуки П – С – Ш рисуют нам бегущую струйку песка).

- Новое открытие: даже то, как поэт описывает обыкновенный песок, может сказать о его состоянии, душевном настрое – таким песок чувствует только радостный, счастливый человек. Объясните значение слова прильну?

(Прильнуть – прислониться с лаской).

- В стихотворении так много говорится о природе, но называется оно “Детство”. Написано стихотворение взрослым человеком, но вот он оказался в лесу “И чувствую: мне только 10 лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый”

Как вы думаете, почему?

- Пейзаж становится картиной душевной жизни человека. Тесное общение с природой делает поэта молодым и возвращает в детство, когда всё воспринимается ярче, зримее, острее. Что в данной строфе можно сказать об особенностях лирики Бунина?

1) Точность в подборе слов;

2) Использование звукописи для создания звуковых эффектов;

3) Пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

Вопросы учащимся второй группы:

1) Какие изобразительно – выразительные средства языка присутствуют ещё в данной строфе?

2) Каков способ стихосложения? Вид рифмовки?

3) Какие рифмы автор использует?

3 группа.

“Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”.

- Каким предстает дерево в 1 строфе на ощупь? (Теплым, грубым).

- Кажется, что мы касаемся дерева. Как зорко автор все видит, великолепно воспринимает формы.

“И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.”

Какую картину поэт рисует здесь?

(Свет смешался с ароматом и приобрел запах).

- Природа неисчерпаема, и Бунин находит в обыкновенном необыкновенное. Фразы Бунина, по-вашему, вычурные, непонятные? (Простые).

- Что говорит нам обращение Бунина к двухсложному размеру?

(Иван Бунин является приемником творчества Пушкина и Лермонтова).

- Что мы можем сказать об особенностях лирики Бунина из этой строфы?

5. Слово учителя: В нашей газете есть рубрика “Творческая мастерская”, в которую мы помещаем задания творческого характера. Задания следующие:

1 группа - Вставьте в отрывок из стихотворения И. Бунина “Листопад” “бунинские” эпитеты.

“Лес, точно терем расписной
Лиловый, …, багряный
Веселой, …, стеной
Стоит над … поляной.”

2 группа – выберите “бунинские” слова из стихотворения “Нагая степь”.

“(Глубоким, непробуждающимся) сном среди лощины
Деревня (спит, почивает). Ноябрь идет,
Пруд (застывает, заковывается), и с плотины
Листва поблекшая лозины
Уныло сыплется на лёд.”

3 группа – подберите рифму.

“Давно уж птицы улетели,
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом …
Закрытый терем свой …”

6. Слово учителя. Следующая рубрика в нашей газете “Репортаж с урока”. Перед тем, как её написать, нужно ответить на вопросы:

1 гр. – Что дает человеку общение с природой?

2 гр. – Расскажите о наиболее запомнившемся эпизоде из вашего детства?

3 гр. – Что вы усвоили из урока об особенностях лирики И.Бунина?

Слово учителя: Пока вы, ребята, отвечаете на вопросы, я хочу для создания настроения включить музыкальный отрывок из произведения Бетховена “К Элизе”, который он посвятил своей 10-летней племяннице. Это произведение средствами музыки рассказывает о детстве девочки.

7. Чтение ответов на вопросы.

Домашнее задание: обратиться вновь к высказыванию А. Блока и ответить на вопрос: “Что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении И. Бунина “Детство”. Творческое дополнительное задание – сочинить стихотворение о своем детстве или о своей маме.