ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка, литературы, курса "Речь и культура общения"

Добавлено: 2019.02.23
Просмотров: 25

Крылова Елена Борисовна, директор, учитель русского языка

Помочь учителю в решении этих непростых задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Цель, которую я перед собой поставила: добиться сознательного усвоения знаний учащихся, используя в образовательном процессе элементы информационно-коммуникационных технологий.

Сначала это было использование уже готовых презентаций на электронных носителях мультимедийного обеспечения. Сегодня у меня имеется большое количество таких носителей, которые охватывают практически все разделы русского языка, литературы (виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Издательство “УЧИТЕЛЬ”, центра Микон, Просвещение-МЕДИА, электронная библиотека “Просвещение”). Очень удобно при изучении нового материала: ярко, готовые схемы, таблицы, видео фрагменты, аудио комментарии. И сразу результат: повышение мотивации, активное восприятие и лучшее запоминание учебного материала учащимися. Однако, быстро выявились и противоречия:

  • мало действий по закреплению;
  • редкий контроль в виде небольших тестов;
  • один материал для учащихся разных классов (разные ступени обучения).

Поэтому начала составлять и использовать свои презентации. Помогают в работе материалы всероссийского Фестиваля педагогических идей, в котором я тоже принимаю участие.

С появлением интерактивных средств возможности увеличились. Интерактивные методы обучения обладают способностью “откликаться” на действия участников образовательного процесса, “вступать” с ними в диалог.

Возможности интерактивного оборудования:

Ученик начинает работать активно: Первое время для учащихся – это игра, затем – инструмент для работы, т.к. дети быстро привыкают к “доске”. Большой экран позволяет работать всем вместе, группами, индивидуально. Урок становится динамичнее.

У учеников многое получается: Учащиеся могут делать записи маркером или пальцем, рисовать поверх изображения или текста, передвигать объекты, выделять главные мысли, конструировать, фиксировать свои наблюдения. Развиваются творческие способности учащихся, и растет уверенность в себе.

Различные стили обучения: Использование различных ресурсов. Визуальный и слуховой контакт. Использование моторики: можно двигать, рисовать, писать и т.п. Работа на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление знаний, контроль и коррекция. В программе Drag&drop (тащить и отпустить): соединение, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропусков, упорядочивание.

Внимание всего класса: Хорошая наглядность: большие рисунки и схемы, хорошо читаемый текст. Мобильность учителя: не надо бегать от компьютера к доске или быть обособленным от учащихся; он всегда обращен лицом к классу и всегда на виду. Использование “затемнение экрана” позволяет раскрывать информацию так, как захочется или как надо.

Экономит время: Одну презентацию можно использовать в разных параллелях при изучении одной темы. Одна презентация на блок уроков. Возможность внесения корректив “на месте”. Большая коллекция готовых рисунков, схем, формул, видео и т.д. Показ слайдов в любом порядке. Работа на слайде и возможность сохранения изменений (можно вернуться к любому слайду и проанализировать правильность рассуждений или предположений).

Основные возможности программ для работы
с интерактивной доской на уроках химии

Возможности Пример применения
Работа с разными цветами Классификация, обобщение, сравнение, выделение “нужного”, рефлексия…
Возможность делать записи на экране Дописать части слов, членов предложения и др. исправление ошибки, найти соответствие…
Управление аудио и видео вложениями Видеофрагменты по литературе, аудиофрагменты
Управление интерактивными программами Схемы, цепочки превращений; дополнение и изменение информации…
Drag & drop (тащить и отпустить) Конструирование предложений , текста,моделирование, классификация, группировка…
Выделение отдельных частей экрана За шторкой: алгоритм или понятия, скрытые ответы или этапы; контроль знаний…
Просмотр страниц в любом порядке, возврат к страницам Итоговый тест по этапам урока или по теме; анализ ошибок; рефлексия…
Коллекция шаблонов и рисунков Готовые рисунки, схемы, заливка экрана, динамические пособия…

Используя данную методику провожу:

  • Уроки-презентации по изучению нового материала, закреплению, контролю и коррекции знаний.
  • Анализ поэтического текста, анализ эпизода, морфологические и другие виды разбора предложений слов, текста
  • Интернет уроки (с использованием сайта Интернет-школа, на котором помещены разработки уроков с использованием интерактивного оборудования с разбивкой по этапам уроков. Такая система работы позволяет использовать оборудование не на всех этапах урока (требование САНПИН), а на отдельных его этапах.

Эффективность методики

  • Возможность структурирования обучения.
  • Возможность подачи материала небольшими порциями.
  • Возможность задавать много вопросов.
  • Возможность предусмотреть отступления и исправления.
  • Уровень заинтересованности и участия в работе обучающихся составляет не менее 80%.
  • Возможность предусмотреть постоянное применение знаний на практике.

Результаты использования ИКТ

  • Повысилась мотивация к учению.
  • Повысилась познавательная активность учащихся.
  • Рост объема выполненных на уроке заданий.
  • Интенсификация самостоятельной работы учащихся.
  • Помогает лучше оценить способности и знания ребенка и своевременно их скорректировать.
  • Способствует повышению самообразования учащихся.
  • Учащиеся выполняют свои презентации по изученным темам.

Приложение (находится у автора)