Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Конспект урока - игры по теме "Лексика. Словообразование. Правописание" (5-й класс)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Конспект урока - игры по теме "Лексика. Словообразование. Правописание" (5-й класс)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1476

Белоглазова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: Урок- игра
Тема урока: Систематизация знаний учащихся по теме «Лексика. Словообразование. Правописание»
Цели урока: Обеспечить в ходе урока условия для повторения и систематизации изученного по пройденной теме.
Формировать навык  грамотного письма, умения на практике применять знания, полученные на уроках.
Воспитывать любознательность, самостоятельность. Прививать интерес к  изучению родного языка.
Оформление класса: на доске плакат с надпись. «Корнеград», на стенах карточки с разными морфемами.
Оборудование: Мультимедийный проектор, магнитная доска, плакат, карточки.

Ход урока

Целеполагание: Объявление  темы урока.

Вопросы к классу:

- Какие разделы языкознания мы сегодня будем повторять?
- Что изучает каждый раздел?
- Какая связь между ними?

Вступительное слово учителя:

-  Сегодня, ребята, у нас у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в город Корнеград. Живут в нём морфемы. И попасть в этот город  может только тот, кто правильно назовёт жителей этого города и сможет рассказать о них.
(Ученики дают определение  окончания, приставки, суффикса, корня).

Учитель: Как вы думаете, почему этот город называется Корнеград?
(Предполагается ответ, что корень – главная значимая часть слова).
Дополнительные вопросы учителя:

  1. Какой общий признак у таких частей слова как приставка, корень и суффикс? ( Значимые части слова)
  2. Что значит – значимые части слова?
  3. Какие общие отличительные признаки у приставки и суффикса? Приведите примеры.
  4. Чем отличается окончание от других морфем?

Учитель: Молодцы! Теперь мы можем отправиться в путь. Но что это? По электронной почте пришло письмо. Посмотрите, кому оно адресовано. (Написано: «Грамотеям»). Будем читать?

Чтение письма жителей города Корнеград.

Дорогие грамотеи!
К  нам в город пробрался мальчик Петя. Он наделал много бед в нашем городе, так как не знает ни одного правила. Помогите нам. Научите его грамотно писать.
Может, вы его знаете? Вот его приметы: его фамилия – однокоренное слово со словом «ошибаться», в ней – два суффикса: один суффикс такой же как в слове «пчёлка», а второй такой же как в слове «дядин». Окончание  его фамилии такое же, как в слове «стул».
Жители города Корнеград

Задание 1. Определите фамилию мальчика. (Ошибкин)

Учитель: В городе Корнеград однокоренные слова и формы одного слова жили всегда раздельно, а Петя Ошибкин их смешал, считая, что они не отличаются друг от друга. А вы знаете, как отличить однокоренные слова и формы слова?

Задание 2.Отделите однокоренные слова от формы слова, записав их в разные столбики.
Вода, водный, к воде, подводный, водица, за водой, по водному (пути), водник, подводить.

Учитель: Есть ли среди предложенных слов такое, которое не является однокоренным?  Почему?
(Предполагаемый ответ: слово  «водить» имеет другое лексическое значение, нежели остальные слова).
(На экране проецируется правильный ответ)

Учитель: Что обозначает термин «лексическое значение слова»? Для чего нужно  определять  лексическое значение слова при его написании? (Предполагаемый ответ: для того, чтобы не сделать ошибки в правописании слов с безударной гласной в корне слова).

Учитель: Петя Ошибкин этого не знал. И когда жители города попросили его объяснить правописание слов ХВ…СТЛИВЫЙ, Л…ВИНА, М…ЛОДУШНЫЙ, УКР…ТИТЬ, СОЖ…ЛЕНИЕ, он подобрал проверочные слова
(задание спроецировано через мультимедийный проектор):

хв…стливый - хвост
л…вина  - улов
м…лодушный - молодость
укр…тить - краткий
сож…ление – жить

Задание 3. Запишите слова, подобрав свои варианты проверочных слов.

Учитель: Что ещё нужно знать, чтобы не сделать ошибки в написании слов с безударной гласной в корне слова?
(Предполагаемый ответ: есть слова с чередующимися гласными в корне слова).

- Назовите такие чередования.

(Предполагаемый ответ: А/О в корнях  -лаг-, -лож-, раст-,  -ращ, -рос-; О/Ё после шипящих в корне слов, Ы/И после Ц).

Физкультминутка

В корне ЛАГ – пишем А: (поднимаем руки вверх шалашиком)
Получается АГА.
Перед Ж пишем О -  (чертим  руками круг)
Это знаем мы давно.
О напишем в корне РОС:
Вырос, перерос, подрос (встаём на цыпочки, поднимаемая руки вверх)
Перед СТ и Щ всегда.
Напишем только букву А. (поднимаем руки вверх шалашиком)

Учитель: Отдохнули? Петя также считает, что нет никакой разницы, какую букву писать в корне А или О. Но в городе Корнеград слова с гласной О живут в одном доме, а с гласной А – в другом. Петя убрал из корней гласные звуки, и теперь они не могут найти свой дом. Давайте поможем им.
( Проецируются слова: ул..жить, сл..гаемое, к…бинет, р..сток, р…стение, отр..сль, ср..слись, перел..жить, док..зать, выр..сли).

Задание 4. Распределить слова в два столбика по тому, такая буква пишется в корне А или О. Объяснить правописание.

Учитель: Ни одно путешествие в сказочную страну не обходится без загадок. Нам тоже нужно отгадать  загадки, но не только отгадать, но и правильно записать отгадки.

Костяная спинка,
Жёсткая щетинка
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.

(Зубная щётка)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышен: стук да стук.
(Счёты)

Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расчёска)

Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно:
Они работают пером,
Пилою, ложкой топором.
(Пальцы)

По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор.
А зовут меня…
(Шофёр)

Не моторы, а гудят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят.
(Пчёлы)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Жёлудь)

Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой!
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
(Циркуль)

Явился в жёлтой шубке –
Прощайте две скорлупки!
(Цыплёнок)

(Правильные ответы проецируются на экран)

Задание 5. Объясните написание выделенных орфограмм.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы не только повторили, что проходили на уроках, но и помогли жителям города Корнеград исправить ошибки, сделанные Петей. Я бы хотела, чтобы вы поделились своими  впечатлениями об этом путешествии.

Домашнее задание: написать сочинение «Путешествие в город Корнеград»

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21