ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-размышление "Россия в сказках Салтыкова-Щедрина"

Добавлено: 2019.01.19
Просмотров: 26

Хвесюк Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок-размышление.

Используемая технология: обучение в сотрудничестве

Цель: используя сказки Салтыкова-Щедрина выстроит новый образ России.

Задачи:

  • Образовательные – обличение обывательщины, паразитизма, трусости, невежества, произвола и пустословия в сказках; углубление понятий об условности в искусстве; о сатире.
  • Развивающие – сформировать умения кратко высказывать мысль и её доказывать, сравнивать и анализировать тексты, находить «ключевое» слово и уметь работать в группах, составлять таблицы.
  • Воспитательные – формирование у учащихся общечеловеческих нравственных качеств на примере сказок Салтыкова-Щедрина; чувства любви к России.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Презентация – Приложение 4.

слайд 1

Настоящий художник создает свой неповторимый образ России. Наше национальное достояние – Россия Пушкина с ее мудрым приятием жизни, лиризмом, просветительской грусть. Россия Гоголя – Россия драматических контрастов. Восторженно-чудных порывов, Россия мертвых душ и старосветских помещиков, зловещего Петербурга… Богатый и сложный рельеф нашей культуры прошлого века немыслим без России Льва Толстого и Достоевского, Тургенева и Островского. Свой образ России создал и Салтыков-Щедрин.

На уроке мы попытаемся ответить на вопрос: Какая она, Россия Салтыкова-Щедрина7

Вместе с автором замечательных сказок мы пройдем путь: через сатиру – отрицание – разоблачение – к ЛЮБВИ (обращение к цитате на слайде)

«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. Вот этот-то культ, в основании которого лежит сердечная боль, иесть истинно русский культ…»

слайд 2

Наш урок будет мостиком к следующим урокам: от малой родины к Великой, от «Истории одного города» к истории России.

2. Заполнение таблицы.

слайд 3

Россия Салтыкова-Щедрина многолика, имеет свой характер. Мы попытаемся воссоздать это по сказкам.

Из чего складывается Россия? Из русских людей, которые представляют ее «лицо». Из русских социальных явлений, которые выстраивают характер. Каждая группа должна обозначить лицо, которое зашифровано в их сказке, обозначить две черты России (заполняем таблицу).

слайд 4

3. Работа в группах.

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание. Приложение 2

слайд 5

Группа 1.

«Как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

  1. В каких лицах предстает Россия в этих сказках, почему?
  2. Какие качества характера и жизненные принципы героев позволяет выявить случай.
  3. Продолжите предложение: «Помещичья Россия – это…»

Помещик – прямая противоположность мужику. Его «дикость» – это, с одной стороны, дикость политическая, гражданская, интеллектуальная. Другая сторона – физическое одичание. Помещичья Россия – дикая, ленивая, безграмотная во всех отношениях.

Группа 2.

«Медведь на воеводстве»

  1. Кто представляет Россию в этой сказке?
  2. Почему именно облик медведя стал маской для человека, в руках которого находится власть.
  3. Найдите строчки, иллюстрирующие смысл политики каждого Топтыгина?
  4. Каков характер России в этих сказках.

В сказке выведены трое Топтыгиных, по-разному отличившихся на воеводстве. Первые два ознаменовали свою деятельность по усмирению «внутренних врагов» разного рода злодействами: один – мелкими, «срамными» (чижика съел), другой – крупными, «блестящими» (погром над мужиками учинил). Топтыгин 3-й отличался от своих предшественников, жаждавших «блеска кровопролитий», добродушным нравом.

Он ограничивал свою деятельность только соблюдением «исстари заведенного порядка», довольствовался злодействами «натуральными». Однако и при воеводстве Топтыгина 3-го ни разу лес ни изменил своей прежней физиономии. Причина народных бедствий заключается, следовательно, не в злоупотреблении властью, а в самом принципе самодержавной системы.

Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении самодержавия как антинародной и деспотичной государственной формы.

Группа 3.

«Орел-меценат»

  1. Самодержавная Россия представлена в облике Медведя в сказке «Медведь на воеводстве». Какие новые черты характера добавлены через образ орла?
  2. Какие «дела самодержавной России» подвергаются осмеянию в этой сказке?
  3. Как начало сказки помогает понять смысл и итоги деятельности «орла-мецената»?
  4. «Меценат – богатый покровитель наук и искусства»

Соответствует ли лексическое значение слова тому, что мы видим в сказке?

Глупая самодержавная Россия предстает перед нами в этих сказках. Ни образование, ни культура не доступны орлу – меценату.

Группа 4.

«Либерал»

  1. Тургенев «Отцы и дети», братья Кирсановы – либералы дворяне. Чем схожи взгляды Тургенева и Салтыкова-Щедрина на либералов? В чем отличие?
  2. Какие черты характера вскрываются в России через либералов.
  3. В чем смысл концовки сказки.

Тургеневские и салтыковские либералы способны лишь произносить речи и строит «воздушные замки».

5 группа (все сказки)

  1. Как в сказках показаны отношения помещиков и крестьян (подтвердите цитатами)?
  2. Составьте собирательный портрет – характер русского мужика.
  3. С кем и почему сравнивается русский мужик в сказке»коняга» покажите разные взгляды на жизнь коняги.

В процессе ответов групп ребята заполняют информационную карту. Приложение 1

«Мужицкая тема» проходит через все творчество Салтыкова-Щедрина. Мы практически не видим мужика в сказке, но очень много слышим о нем и делаем вывод, что у него «золотые руки, он способен найти выход из любой ситуации, самое главное – это надежная опора для «глупого помещика» Крестьянская Россия – противоречива. Она сочетает в себе талант, трудолюбие с нищетой, трагичностью положения.

Россия Салтыкова- Щедрина«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. Вот этот-то культ, в основании которого лежит сердечная боль, и есть истинно русский культ…»
Россия в лицах Характер Сердце – Душа
ПОМЕЩИКИ
ГЕНЕРАЛЫ
  • «глупость»
  • политическая, гражданская, интеллектуальная безграмотность
САМОДЕРЖАВИЕ
  • жестокость
  • тупость
  • трудолюбие
ЛИБЕРАЛЫ
  • трусость
  • эгоизм
КРЕСТЬЯНЕ
  • нищета
  • «глупость»

(в процессе работы на доске вывешиваются таблички)

Вывод: Как многолика Россия Салтыкова-Щедрина, характер ее в сказках определяется характером тех, кто стоит у власти, но самое главное скрыто, спрятано и доступно только внимательному читателю.

слайд 6

Главное в России – это не лицо, не характер, а сердце и душа. Мы обратимся к другой сказке - «Коняга». Здесь перед нами предстанет не сатирик Салтыков-Щедрин, а лирик.

  • Работа с отрывками из сказки «Коняга» (Приложение 3)
    Прочитайте первый и второй отрывок, выделите ключевое слово. ПОЛЕ
  • Почему именно поле является символом России? Это простор, безграничность, но и одиночество, пустота.
  • Выпишите из первого отрывка характеристики Салтыкова-Щедрина.

В процессе работы в тетради появляется таблица.

слайд 7, 8

Вывод: И вновь мы видим два лика России. С одной стороны – поэтическая, «лирическая». С другой, расшифровав ассоциации автора, мы понимаем, что кольцо – безвыходность, бездна – темнота, слова «пространство» и «громада» сами по себе создают тяжелое впечатление.

Прочитайте третий отрывок. Обращаем внимание на слово «солнце». Это часть природы, часть России. Какие характеристики дает солнцу Салтыков-Щедрин.

Чтобы ответить на вопрос нашего урока, напишите небольшое сочинение-миниатюру, опираясь на ключевые слова, выписанные из сказок.

РОССИЯ

Россия – боль и счастье, улыбка и слезы. Посмотрите на белую березу. Сколько в ней красоты и утонченности. Но стоит она одиноко, подвластная всем ветрам, и капают слезы любви, питая землю России. Обратите свой взгляд в небо: безбрежность и чистота. Все это есть в моей России. А внизу: заброшенные деревни, искореженные поля…. Истерзанная душа России… И слезы матерей, грустные глаза детей – страдающее сердце России. (отрывок из сочинения ученика)

Какой бы не была Россия, мы любим ее. Любовь к России Салтыкова-Щедрина – это «сердечная боль»:

«Болит сердце, болит, но и за всем тем всеиминутно к источнику своей боли устремляется…»

слайд 9